Толкования на Пс. 98:6

Свт. Афанасий Великий

Ст. 6, 9 Моисей и Аарон во иepeеx Его. Сей ныне, поскольку соделался человеком, воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, и Аарон, и Самуил. Поэтому, сказав: покланяйтеся подножию, и проповедав вочеловечение и домостроительство, снова в ограждение наше упоминанием о горе указывает на Божество; потому что пребыл Он Богом, хотя и приял рабий зрак нашего ради спасения.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Пророк свидетельствует, что Сей воцарившийся Бог не первым нам ныне явился, но Он же являлся и именитым из пророков. Поэтому упоминает о Моисее, Аароне и Самуиле, из которых каждый знаменит и славен благочестием пред Богом.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Хотя, говорит псалмопевец, и священники, и пророки назывались святыми, но подножию этих святых не должно покланяться, и этим желает показать, какое различие было между Христом и прочими святыми. Он был Святой святых. Поэтому-то, упомянув о Моисее, как законодателе, об Аароне, как первосвященнике, и о Самуиле, как первом из пророков, которые были святыми, псалмопевец говорит однако, что они призывали имя Божие и если что делали, то делали не своею собственною силою, а силою Призываемого.

Беседа на псалом 98.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Если слушал Господь их, то ужели не послушает и не слушает нас? Слушает, если мы с верою и чистым сердцем призываем Его. Он Сам для того и поставил нас, чтобы слушать нас. Скажи ты Ему: Ты поставил меня приносить дары же и жертвы о гресех моих и о людских неведениях; благоволи же слушать меня, когда я молюсь, когда я приношу Тебе жертву бескровную. Говори: Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их. Послушай же меня, милостив будь и ко мне.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 6-7 Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им

«Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его». Пророк не просто, оставив прочих Пророков, упомянул только о сих, но показывает сим с самым воспитанием возраставшия в Иудеях ярость и желание властвовать; ибо и при Моисее и Аароне покушались восхитить священство, и при Самуиле, к унижению царства Божия, возлюбили царство человеческое. А по сему пророческое слово научает, что они не новое что делают, с яростию воставая против Спасителя и не приемля спасительнаго царства, но неистовство сие издревле им обычно.

«Призываху Господа, и Той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним». Впрочем, говорит Пророк, имели они великое дерзновение пред Богом; потому что они призывали, а Бог внимал, исполнял их прошения, и видимо для всех вступал с ними в беседу, в облаке являя им Свое пришествие. Потом Пророк показывает, что не вопреки справедливости сообщил им Бог благодать сию.

«Яко храняху свидения Его и повеления Его, яже даде им». Бог даровал сию благодать тем, которые вели жизнь с законом согласную, и поступали по заповедям Его.

Евфимий Зигабен

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в (числе) призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Моисей, говорит, и Аарон и ветхозаконные священники и Самуил и другие, призывавшие Господа, которых Он и выслушивал, были рабы и служители Христовы. Где упоминает о Моисее, как законодателе, об Аароне, как apxиepee, и первом из священников, Самуиле, как начальном из пророков. Или Моисеем, Аароном и Самуилом вообще называет всех подражателей, по словам Дидима, добродетелей их: так как Бог сказал у Иезекииля: когда наведу меч на сию землю и среди их станут три мужа сии (Ной, Даниил и Иов): то живу Я, говорит Господь, не избавлю сынов и дщерей, но только одни они спасутся (Иез. 14:17), где также Бог не разумеет древнего оного Ноя и Иова (ибо как мог назвать тех, которые давно умерли?), но называет Ноем и Иовом тех, которые подражали в делах своих жизни их.

Слова Афанасия: Сей, говорит, ныне явившийся на земле человек, есть царь живущих на земле, которого и Моисей и Аарон и Самуил призывали в древности. Евсевия: Показанные пророки не иначе достигли такого достоинства, как только хранением свидетельств Его и повелений данных им от Него. Итак Он и нам в Новом завете дал повеления и свидетельства за coxpaнeниe которых можем удостоиться равных с ними воздаяний. Дидима: Имеющих одни и те же добродетели, какие имеют они, Он называет одними и теми же именами. А если это верно; то явно, что и верно работающее Ему, все подобны Моисею. Тоже надобно сказать и о прочих. Феодорита: Не без причины оставя всех прочих пророков, упомянул только о сих; но для того, чтобы показать, что неистовство и своевольство совоспитано с ними. Так при Моисее и Аароне покушались похитить священство, а при Самуиле, унизив царствование Божие, восхотели царства человеческого. Итак, сии слова (псалма) показывают, что когда иудеи неистовствовали против Спасителя и не принимали Его спасительного царства, они не делали ничего нового. Ибо эта древняя и обыкновенная их безумная страсть.

Еп. Ириней (Орда)

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

Моисей во иереех Его; Моисей называется здесь иереем (коген) не в широком смысле, в каком весь народ называется иереями (Исх. 19:6), но как священник в тесном смысле, каким он и был некоторое время, совершая священнические обязанности (Лев. 8). Самуил также совершал (конечно, по указанию Божию) священнические действия (1 Цар. 7 ср. 7:17). Призывать имя – в молитве во имя Божие, т.е. призывать Бога – молиться, вообще почитать; ср. о Моисее Исх. 17:10 и д. 33:11-14; о Самуиле 1 Цар. 7:9,12:23; – Аарон был постоянным посредником между Богом и народом. Послушаше их – Он пощадил народ, за который они молились. Что Бог из облачного столпа говорил Моисею и Аарону (Урим и Туммим и Числ. 12:5), не требует доказательства; голос Бога к Самуилу (1 Цар. 3 и д.) был от Кивота.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 6-7 Моисей и Аарон во иереех его, и самуил в призывающих имя его: призываху Господа, и той послушаше их. В столпе облачне глаголаше к ним: яко храняху свидения его и повеления его, яже даде им

Господь внимал избранникам Своим, покровительствовал всему народу, прощал его, но и наказывал, когда последний возбуждал Его гнев. Так вечен и милостив Господь, и достоин хвалы и превозношения

Господь милостиво и внимательно относится ко всякой искренней молитве обращающегося к Нему. Молитвы Моисея, Аарона и Самуила принимались Богом и исполнялись потому, что они «хранили Его заповеди и устав». То же ожидает всякого, кто стал бы поступать, как означенные лица.

Моисей здесь называется «между священниками» за то, что он по повелению Бога не раз приносил жертвы (см. Исх XXIV:6; 29, 25; Лев VIII:6). Самуил также призывал Господа и приносил Ему жертвы (1 Цар VII:9-10) и еще отроком служил пред Господом, надевая льняной ефод (1 Цар II:18).

Прот. Григорий Разумовский

Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их

См. Толкование на Пс. 98:5