Толкования на Пс. 98:9

Свт. Афанасий Великий

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

И покланяйтеся в горе святей Его. Разумеет или земной, или небесный Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно самого Единородного, по сказанному: отсечеся камень от горы без рук (Дан. 2:45).

См. также Толкование на Пс. 98:6

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

См. Толкование на Пс. 98:7

Свт. Иоанн Златоуст

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Какая нужда возвышаться высокому? И как может возвыситься людьми пребывающий на небесах? Помышляйте, говорит пророк, о Нем высокое. Каким образом? И покланяйтеся в горе святей его. Высотою Бога-Слова, следовательно, является поклонение Ему на святой горе. Подобно тому как славу царя составляют военные трофеи, так и славу Христа — терпение страданий, которое совершилось на святой горе, приявшей крест. Гору пророк называет святою не потому, чтобы она была таковою сама по себе, а по причине пришествия на нее Распятого. Потому пророк и присовокупил: яко свят Господь Бог наш. Если жe Он свят, то и все, что удостаивает Он своим посещением, становится святым.

Беседа на псалом 98.

Блж. Феодорит Кирский

Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Итак, подражая благочестию сих чудных мужей, воздайте Богу подобающее чествование. «Горою» же «святою» древле назывался Сион, а ныне называется высота Боговедения. Ибо так предвозвестили и Исаия и Михей: «будет в последняя дни явлена гора Господня» (Ис. 2:2; Мих. 4:1), то есть, ведение Бога для всех соделается явным. Знал и божественный Апостол мысленную гору Сион; ибо говорит: «приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному» (Евр. 12:22). Посему и нам повелевается, сообразно с данным от Бога ведением, воздавать Ему поклонение.

Евфимий Зигабен

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его, яко Свят Господь Бог наш

И здесь говорит, что христиане должны возвышать Христа и словами и делами. Гора Христова святая, по мнению Иудеев, была земной Иерусалим, а у нас христиан—небесный Иерусалим, о котором Павел сказал: вы приступили к горе Сиону и к граду Бога живого, небесному Иерусалиму (Евр. 12,22). Или святая гора есть церковь, по высоте учения веры и образа жизни ее. Итак покланяйтесь, говорит, Христу в церкви; или и Давид говорит сии слова, сопричисляя и себя к нам христианам, или дает cиe повеление от лица всех христиан.

Слова Нисского: Сколько вмещает ваш разум, столько возносите славу Божию и прочее, как сказано. Но выше говорил: покланяйтесь подножию, а теперь говорит: в горе святой, чем намекает на высоту божества. Или по словам Феодорита, горою святою называет высоту богопознания: горою святою в древности назывался Сион, а ныне высота богопознания. Так предсказали Исаия и Михей: Будет в последние дни явного гора Господня, т. е. богопознание будет явно для всех. Евсевия: Возносите Его, говорит, высоко о Нем. думайте; ибо Он Господь как владыка рабов. Он и Бог наш, как творец и создатель наш. Иcиxий: И какая нужда высокому возноситься, и как тот, кто на небесах может быть возносим людьми? Не иначе, как если, говорит, будете иметь о Нем высокие мысли. Итак высота Бога Слова на святой гopе (т. е. Голгофе) есть поклонение: ибо как слава для царя есть победа на брани; так и мужественное перенесение страданий на святой горе, воспринявшей крест, есть слава для Христа. А называет сию гору святою не потому, что она такова сама от себя, но потому что пришел на нее Распятый. Аполлинария: Повелевает воздавать поклонение не только могуществу Божию, но, что приличнее теперь—святости Его, что выражает поклонением на священной гopе (В изданном своде).

Еп. Ириней (Орда)

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей Его: яко свят Господь Бог наш

Внушив таким образом указанием на опыты услышания молитв в древние времена и указав также необходимые требования для услышания молитв, псалмопевец снова призывает народ с усердием идти к жилищу Божию и молиться Господу. Если изъяснять этот псалом не как призыв к просительной молитве, но вообще к молитве, то в нем будет следующий ход мыслей: Бог есть величественный Царь, страшный Своим врагам и как таковой Он царствует на Сионе. Пусть же молятся Ему; Он заслуживает этого, как Святой, величественный, так часто устроявший правду Своему народу. Молитесь Ему, будьте ревностны в молитве, как Моисей, Аарон и Самуил, эти благочестивые мужи, столь многое производившие своею молитвою. Еще раз, ревностно молитесь на Сионе!

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко свят Господь Бог наш

Если Господь так велик, праведен и многомилостив, то естественно, чтобы народ еврейский ревностно служил только Ему одному и воздавал Ему поклонение на святой горе Его.

Весь этот псалом - восторженный призыв еврейского народа к духовному покаянию и служению Единому Иегове, оплоту его силы и счастья.

Прот. Григорий Разумовский

Возносите Господа Бога нашего и покланяйтеся в горе святей его: яко свят Господь Бог наш

См. Толкование на Пс. 98:8