Толкования на Пс. 101:21

Свт. Афанасий Великий

услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных

Услышати воздыхания окованных. Кто эти окованные, как не те, кого ненавистник добра диавол связал пленницами греха? Разрешити сыны умерщвленных. Сыны умерщвленных суть уверовавшие из язычников; потому что отцы их умерли еще идолослужителями во грехах своих.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 21-22 услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных: возвестити в Сионе имя Господне и хвалу его во Иерусалиме

Итак, будучи на небе, но промыш­лением присутствуя и на земле, Он призрел на землю – «чтобы услышать стоны узников, развязать сынов умерщвленных, дабы возвещали на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме». Здесь указывает нам причину призвания язычников. Такою причи­ною служит явление Спасителя, при котором Он и приклонил не­беса. А связанные, кто, как не те, на которых ненавидящий добро демон наложил узы грехов? Сынами же умерщвленных будут потомки язычников, потому что отцы их умерли своими грехами. Они были еще тогда преданы идолослужению и все связаны греховными узами; их обращение предрекая, Исаия говорил Богу «к тебе перейдут и будут твоими; они последуют за тобою, в цепях придут и повергнутся пред тобою, и будут умолять тебя, говоря: у тебя только Бог, и нет иного Бога» (Ис.45:14). Начавшись от Сиона, евангелие распространилось по всей земле. «От Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена» (Ис.2:3,4).

Беседа на псалом 101.

Блж. Феодорит Кирский

услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных

См. Толкование на Пс. 101:20

Евфимий Зигабен

Услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных

Господь, говорит, сошел на землю, чтоб услышать стон праведников, стенавших о людях, связанных пленицами, или узами грехов своих, и освободить от оков греха, или от рабства у демонов сынов умерщвленных, т. е. погибавших от грехов своих.

По словам Кирилла и Афанасия: Сыны умерщвленных, быть может, происходящее от язычников, поскольку отцы их умерли во гробах своих, служа идолам. Слова Афанасия: И кто такие окованные, как не те, которых ненавистник добра демон связал узами греха? Исихия: Все, говорит были связаны грехами, каждый из них будучи окован узами своих грехов. Их-то обращение предсказывая, Исаия говорит: вслед Тебя пойдут имеющие окованные руки и придут к Тебе и поклонятся Тебе и помолятся чрез Тебя (Ис. 45,14). Те же самые суть и сыны умерщвленных, подвергшихся тяжкой и ужасной смерти идолопоклонства. Красиво сказал и Аполлинарий: Стенают по причине покаяния носящие узы и оковы зла. Ибо когда они делали зло с удовольствием, то представляли оное легким, и охотно несли узы его; но когда отступили от злых дел, то стали тяготиться тем, что они достойно окованы самою привычкою ко злу; почему и стенают пред могущим разрешить их от оков Господом.

Еп. Ириней (Орда)

услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных

Сынов умерщвленных – осужденные на смерть, народ близкий к уничтожению. Известная, на пророческих обещаниях (ср. Пс. 21:28,67:33,85:8-10,86 и т.д.) основывающаяся надежда, что настанет время, когда и язычники обратятся к Богу на Сионе, именно время Мессии, в которое Бог так величественно откроет Себя, что и язычники не в состоянии будут долго противостоять. До пророчества Даниила о седминах, пленники могли соединять пришествие Мессии и избавление от плена; это мы видим на авторе сего псалма.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных

См. Толкование на Пс. 101:17

Прот. Григорий Разумовский

услышати воздыхание окованных, разрешити сыны умерщвленных

См. Толкование на Пс. 101:19