Толкования на Пс. 101:26

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26-27 В началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса. Та погибнут, ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся

Это выражение – «в начале» – может опровергнуть мнение тех, кто говорит, что земля есть начало всего, что все из нее произошло, так как раньше ее ничего не было. Между тем вот она оказывается не началом, но основания ее имеют какое-то мы­слимое начало. Господь и Иову говорил о Себе, как Основатели земли: «где был ты, когда Я полагал основания земли?» (Иов.38:4). Хотя осно­вал землю Господь, чрез которого произошло все, но и об Отце говорится: «Господь премудростью основал землю» (Прит.3:19). А сказанное о Боге: «повесил землю ни на чем» (Иов.26:7) показывает, что она занимает место в самой средине всего. «И все, как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся». Все видимое состарится и подобно одежде придет в ветхость. Ты же изменишь и обновишь все и из тленного сделаешь нетленным. Это и божественный апостол сказал: «что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Римл.8:21).

Беседа на псалом 101.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 26-27 В началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса. Та погибнут, ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся

«В началех Ты Господи землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши». Ибо что невозможно Создателю всяческих? Ты дал бытие земле, сотворил небеса из ничего, и когда все сие подлежит изменению, тебе принадлежит неизменяемость. Наименовав же землю и небо, Пророк показал, что Бог – Творец и всего прочаго, содержимаго ими.

«И вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся». Симмах же перевел так: и все подобно ризе обветшают, и подобно одежде изменишь их, и изменятся; потому что все видимое состареется и ветхостию уподобится одеждам; но Ты изменишь, обновишь и из тленнаго соделаешь это нетленным. Сие сказал и божественный Апостол: «яко и сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим.8:21).

Евфимий Зигабен

Ст. 26-27 В началех Ты, Господи, землю основал еcи и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши; и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся

Ты, говорит, Господи, в начале миpa основал и утвердил землю, и дела творческой силы Твоей суть небеса, т. е. первое небо, твердь, ибо в начале, говорит, Бог сотворил небо и землю (Быт. 1,1); также: и назвал Бог твердь небом (там же 8 ст.). Небеса погибнут, т. е. как творения, изменятся, а Ты, как Творец, остаешься всегда неизменным. И небеса и первое и второе, или вместе с ними и земля обветшают от непрерывного употребления и многовременности, как ветшает и одежда от долговременного и частого употребления, по словам Исихия. Ибо небеса сии Ты совьешь и соберешь столь удобно, как легко складывают одежду; и они изменятся, чем Давид выражает великую силу и всемогущество Христа. Причем заметь, что вышесказанный глагол: погибнут, несколько ниже заменил глаголом: изменятся, давая сим знать, что выражение: погибнут, означает то же что: изменятся, подновятся сии небеса истлением; почему и Павел говорит: проходит образ миpa сего (1Кор. 7,31). Дидим и другие полагают, что как одежда складывается, по окончании назначенного ей срока употребления, так и небо изменится в лучшее, когда будет лучшее и обширнейшее употребление его.

Слова великого Василия: Какие бы-то были бесплотные руки у бесплотного Бога, сотворившие небеса? Единородный и Св. Дух, как тот же пророк, изъясняя, говорит: словом Господа небеса утвердились и Духом уст Его вся сила их. Феодорита: Ты, Владыка, преобразуешь тварь, как Тебе угодно; а Сам имеешь естество непреложное и неизменное. A сие божественный Апостол усвояет ипостаси (т. е. лицу) Сына в послании к Евреям, но в Сыне мы видим Отца; ибо что Он (Отец) творит, то и Сын также творит, и одно и то же естество признается в том и в другом; ибо мы видим одно действие в Троице. Дидима: Выражение в начале разрушает мнение тех, которые говорят, что земля есть начальная стихия всего, и что все произведено из нее, ибо из него видно, что она не есть начало. А то, что сказано о Боге: вешающий землю ни на чем (Иов. 38,4), показывает, что она во вселенной занимает среднее место.

Слова Дидима: Дела рук Твоих, т. е. деятельных Твоих сил, которые называются руками: ибо как у нас произведения ремесленников, делающих что либо своими руками, показывают, что истинно они произвели их, так и творения Божии показывают, что они суть собственные дела Его; так как они и называются делами рук Его. Евсевия: Всякое тело ветшает от времени и долгих веков, как обветшавшая одежда; но, по Твоему божественному определению, все обветшавшее тотчас обновится. Исихия: Сказал, что они ветшают, как все вообще созданное, а изменяются, как созданные Богом.

Лопухин А.П.

Ст. 26-28 В началех ты, Господи, землю основал еси, и дела руку твоею суть небеса. Та погибнут, ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета твоя не оскудеют

Хотя это спасение из плена несомненно произойдет, но писатель опасается, что его поколение, изнуренное бедствиями, не доживет и не увидит этого счастливого времени. Для Бога вечного не имеет значения течение времени, но не так с человеком, жизнь которого коротка, а в тяжелых условиях плена еще более может сократиться. Писатель и молит Бога вечного и всещедрого, дать ему увидеть время спасения, когда сыны рабов Его начнут новую жизнь

Возвышенное учение о вечности и неизменяемости Бога. Господь - Творец всего мира. Он изначален, не имеет времени и начала происхождения. Все же существующее в мире, как и сам мир, обязаны своим происхождением Богу, получили начало своего бытия от Него. Как ограниченный своим происхождением, он ограничен и продолжительностью своего существования: все, что получило начало во времени, имеет и временное существование, а потому мир может и непременно погибнет. Ограниченный во времени, мир ограничен и в силах, а потому подвержен постоянным переменам: он, как одежда, ветшает и изменяется. Господь же, существующий до вечно, не имеет и конца Своего существования, а как существующий вне пределов времени, он и не подлежит изменениям, налагаемым на все предметы мира тем же временем: Он самобытен, вечен и неизменяем.

Означенное величественное исповедание самобытности, вечности и неизменяемости Господа, в связи с указанием на ничтожество, кратковременность и непостоянство человеческого существования (см. ст. 24-25), является кроткой молитвой к Богу, ниспослании милости изведением из плена писателя и его поколения.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 26–28 В началех Ты, Господи, землю основал еси, и дела руку Твоею суть небеса. Та погибнут, Ты же пребываеши: и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся. Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют

Все эти три стиха имеют связь с предыдущим (ст. 25), так как в них выражены те же мысли о вечности Существа Божия и временном предназначении всего сотворенного. Как и в первых словах Святой Библии, так и здесь читаем: «В начале сотвори Бог небо и землю… и Дух Божий ношашеся верху воды» (Быт. 1:1–2). Значит, вместе с землею, еще не устроенною, была и вода. И о всем сотворенном пророк говорит здесь как об имеющем временное предназначение. Когда еще ничего не было, еще в самом начале (в началех), Господь основал, или, что то же, сотворил, землю; но и самые небеса – не что иное, как дела рук Его. Но все эти величественные творения Твои, Господи, говорит пророк, имеют свой конец, они погибнут, потому что все это устареет, износится, вся яко риза обетшают (изветшают), и яко одежду свиеши я и изменятся, т.е. они – небеса и земля – хотя и не совершенно уничтожатся, но изменятся, будут существовать в другом виде. По объяснению св. Афанасия Александрийского, «погибнут – значит, «подвергнутся тлению». Но тление сие обратится для них в обновление, потому что свиются они (небеса), прелагаясь в совершеннейший вид» [3, с. 327]. Ты же, Господи, един вечный и неизменяемый, Один и Тот же всесильный Творец, Вседержитель и всемогущий Управитель вселенной, и лета Твоя не оскудеют, т.е. как были вечны, так и пребудут без всякого изменения в бесконечные веки веков, они не исчисляются временами, так как Ты и Сам не подлежишь времени.

Объяснение священной книги псалмов.