Толкования на Пс. 102:4

Свт. Иоанн Златоуст

избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами

Отведенных в Вавилон пленников Он освободил от рабства, но не избавил от тленной жизни; нам же Он даровал надежду воскресения, дал залог Духа и обла­чил нас в одежду нетления. «Ибо благодатью вы спасены через веру, – говорит божественный апостол, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8–9); и опять: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый. Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1Тим.1:15–16). Вот венец благо­дати и человеколюбия. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: «радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» (Ис.61:10). И немного спустя: «и будешь венцом славы в руке Господа и царскою диадемою на длани Бога твоего» (Ис.62:3). Все это дары жениха, потому что невеста принесла одну только веру.

Беседа на псалом 102.

Блж. Феодорит Кирский

избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами

«Избавляющаго от истления живот твой». Отведенных в Вавилон пленников, хотя освободил Бог от рабства, но не избавил от тленной жизни. А нам даровал надежду воскресения, дал залог Духа, облек нас в ризу безсмертия.

«Венчающаго тя милостию и щедротами. Благодатiю есте спасени», как говорит божественный Апостол: «и сие не от вас, Божий дар: да никтоже похвалится» (Еф.2:8–9); и еще: «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от них же первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение Свое, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную» (1Тим.1:15–16). Поэтому венец дается по благодати и человеколюбию. Так и божественный Исаия от лица невесты взывает: «да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждою веселия одея мя: яко на жениха возложи на мя венец, и яко невесту украси мя красотою» (Ис.61:10); и несколько ниже: «и будеши венец доброты в руце Господни, и диадима царствия в руце Бога твоего» (Ис.62:3). Все же это – дары и приношения жениха; потому что невеста принесла в дар единую веру.

Евфимий Зигабен

Избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами

Благослови, говорит, душа моя, Господа, за то что Он избавляет тебя от всякого душевного и телесного тления и бедствия, или что Он дарует тебе во время всеобщего воскресения нетленную жизнь, и что Он увенчает тебя, когда окончишь путь добродетели, и сохранишь веру неповрежденною; притом увенчает тебя милостью и щедротами; так как никто не оправдывается и не венчается одними своими добрыми делами: если, говорит, на беззакония назриши, Господи, Господи, то кто устоит? Ибо у Тебя очищение (Пс. 129,3); также: ибо у Господа милость, и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех беззаконий его (ст. 8), ибо Бог, соединяя человеколюбие и милость свою с добрыми делами каждого, восполняет недостаток добрых дел, которые надлежало ему иметь и таким образом спасает его.

Слова Исихия: Освобождает и от настоящего и от будущего тления. Ныне мы подлежим тлению сладострастия, а в будущем веке ожидает нас тление, состоящее в муках, от которых Он избавляет приходящих к Нему. Дидима: Избавляет жизнь от тления, дабы не проводил более жизнь в тлении и страстях, но в нетлении из любви ко Господу Иисусу, Который в воскресение, сообщая тебе тело нетленное, избавляет жизнь твою от тления.

Дидима: Бог венчает нас, не столько приклоняясь к тому подвигом нашим, сколько своею милостью и щедростью. Исихия: Когда Ты сострадателен и милостив к ближнему, то Он увенчает тебя царством небесным, говоря: приидите благословенные Отца Моего и наследуйте уготованное вам царство, ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; также: блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.

Еп. Ириней (Орда)

избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами

От истления, от смерти, может быть, вообще от великой опасности.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами

См. Толкование на Пс. 102:1

Прот. Григорий Разумовский

избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами

См. Толкование на Пс. 102:2