Толкования на Пс. 102:21

Свт. Афанасий Великий

Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его

Благословите Господа вся силы Его. Не Ангелы только призываются к хвалению, но и всякий другой, какой только есть, небесный чин, — престолы ли то, начальства ли, власти ли, господства ли. Все же сии чины означил нам словом: силы.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его

Упомянув об ангелах, пророк затем назвал силы, в одном наименовании соединив всех, чтобы не перечислять отдельно небесные чины, о которых и Павел вспомнил отчасти, сказав: «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого» (Еф.1:21), и в другом месте: «видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли» (Кол.1:16). Назвав слуг Его творя­щими волю Его, псалмопевец противопоставил их соименных им противным силам. Тех он, конечно, не призывает к восхвале­нию Бога, тех, т.е., начальств, властей и миродержителей тьмы (века) сего и духов злобы. Все же небесные чины назвал ангелами и си­лами: ангелами, как служащих повелениям Божиим и возвещаю­щих слова Божии; силами же, как способных исполнять Его прика­зания и как получивших от Творца власть над природой.

Беседа на псалом 102.

Блж. Феодорит Кирский

Благословите Господа вся силы Его, слуги Его творящии волю Его

Чинов небесных много, и они различны; потому что есть Начала, Власти, Престолы, Господства, Серафимы, Херувимы, и другия неизвестныя нам именования, как говорит божественный Апостол (Кол.1:06). Но все сии чины пророческое слово заключило под сими двумя именованиями; ибо назвало «Ангелами», как споспешествующих исполнению Божиих заповедей и распространяющих словеса Божии, – «Силами» же, как достаточно сильных делать повеленное, и таковую силу в самом естестве получивших от Сотворшаго.

Евфимий Зигабен

Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его

Сказав прежде об ангелах, Давид здесь говорит о других чинах бесплотных сил. Ангелы называются слугами, т. е. исполняющие волю Божью, к какому бы чину ангелов они не принадлежали.

Слова Евсевия: Если и между людьми находятся такие, которые ведут равноангельскую жизнь и сильны к исполнению слова Его; то и они да благословляют Его; и никто из преступников слова Его и преслушников гласа Его да не дерзает нагло на сие. Григория богослова вместе с Василием: Они суть служители воли Божией, служащие Богу в том, что Ему угодно сделать чрез них для благодеяния всей твари, посылаемые на служение для тех, которые должны наследовать спасение, повсюду ходящие, всем и везде охотно являющиеся по усердию к служению и по легкости своей природы. Они приходят и к нам, не самопроизвольно и несамовластно посещая нас. Ибо первоначальная и естественная их жизнь состоит в том, чтобы взирать на красоту Божию и непрестанно прославлять Бога; а случайное некоторым образом их действие есть обращение с нами и попечение о людях. Евсевия: Поскольку есть и противнические силы; то весьма прилично Давид присовокупляет сие: слуги Его.

Еп. Ириней (Орда)

Благословите Господа, вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его

См. Толкование на Пс. 102:20

Лопухин А.П.

Благословите Господа, вся силы его, слуги его, творящии волю его

См. Толкование на Пс. 102:20

Прот. Григорий Разумовский

Благословите Господа, вся силы его, слуги его, творящии волю его

См. Толкование на Пс. 102:19