Толкования на Пс. 103:4

Свт. Афанасий Великий

творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный

Творяй Ангелы Своя духи, т. е. творит Ангелов легкими и выспренними. И слуги Своя пламень огненный. Так, Моисей видел глаголющего ему Ангела в пламени огненне (Исх. 3,2).

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Богослов

творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный

Говорится, что творит «Ангелами Своими духов и служителями Своими огонь пылающий», разве творить значит здесь не более как сохранять в подчинении закону, по которому созданы; духом же и огнем называется естество это, частью как мысленное, а частью как очистительное, потому что и Первая Сущность приемлет те же наименования. Впрочем, да будет оно у нас не телесно, или, сколько можно, близко к тому.

Слова. Слово 28.

Свт. Иоанн Златоуст

творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный

Господь – творец не только видимых, но и невидимых. К одним и тем же пророк приложил, названия духа и огня, тем и другим, желая обо­значить их силу и быстроту. Дух по природе не связан простран­ством, а действие огня отличается силой. При содействии ангелов Бог всяческих и благодетельствует достойным и наказывает не­достойных. Это также напоминает об огне, так как он служит для наказания.

Беседа на псалом 103.

Блж. Феодорит Кирский

Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный

Пророк показал, что Бог – Создатель не только видимаго, но и не видимаго. Духами же и огнем наименовал одних и тех же, тем и другим показывая могущесгво и быстроту; потому что быстродвижно естество духа и сильна действенность огня. Бог всяческих, употребляя служителями Ангелов, достойным благодетельствует, и наказывает сопротивных. Потому Пророк упомянул и об огне, означая сим карающую силу.

Евфимий Зигабен

Творяй Ангелы своя духи, (духами) и слуги своя пламень огненный (пылающим огнем)

Сими словами проповедует Давид, что Бог есть Творец умной и невидимой природы; а называет ангелами и духами одних и тех же, выражая сими именами быстродвижность и деятельность их, или изображая и природу и сущность их. Они суть духи, говорит, т. е. умный и невещественный огонь.

Слова Василия: Существо ангелов, быть может, есть воздушный дух или вещественный огонь, как написано здесь; посему они занимают место и бывают видимы в образе собственных своих тел, являясь достойным. Между тем освящение извне подается существу их; ибо силы небесные не по природе святы, но меру освящения получают, по соразмерности превосходства одной пред другою, от Духа. Слова Григория Богослова: (заметь, что) мы не можем видеть не телесным образом мысленного и небесного естества, хотя оно и нетелесно. Ибо говорится, что творит Ангелов духами и служителей своих пылающих огнем, разве творить значить здесь не более, как сохранять тем способом, каким они созданы; Духом же и огнем называется сие естество с одной стороны, как мысленное, с другой как очистительное; потому что и Первое существо т. е. Бог приемлет, как известно, те же наименования. Впрочем пусть будет оно у нас нетелесно, или, сколько можно, близко к тому… иное (из Ангельских естеств) иным способом, озаряясь по мере естества и чина. Златоуста: Не изображает, что Ангелы по существу, но сими стихиями открывает только действие их. Феодорита: Дух, по своему естеству, проницателен и действие огня сильно. Бог, употребляя в служение свое Ангелов, достойным благодетельствует, а недостойных наказывает: посему серафимы, по переводу, означают сожигающих; потому-то и упомянул об огне, чтобы выразить сим действие наказания.

Лопухин А.П.

творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный

См. Толкование на Пс. 103:1

Прот. Евгений (Воронцов)

творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный

По мнению западных гебраистов Библейский подлинник (масоретский) выражает мысль, что Бог творит из ветров ангелов (т.е. вестников) и из пламенеющего огня (т.е. атмосферической молнии) своих слуг, тогда как перевод LXX говорит о творении ангелов-духов и пламенеющих, как огонь, бесплотных для служения Творцу. В миросозерцании псалмопевца будто бы – натурализм, а в учении LXX – ангелологизм, мистицизм. Однако, изложенное утверждение гебраистов оказывается несостоятельным со стороны еврейского синтаксиса и прямо отвергаемым тем самым контекстом, в каком эти толкователи ищут опоры для своего мнения. Хотя в 103 псалме прежде речи об ангелах упоминается о служении Иегове явлений стихийной природы: света, как одежды, неба, как волнующего навеса шатра, быстро движущихся облаков, как колесницы, однако в непосредственно следующем за 4 стихом месте псалма содержится указание на создание земли, а потому ничто не препятствует, не отступая от логической нити псалма, видеть в 4 стихе упоминание псалмопевцем о творении ангелов, предварившем бытие материальной вселенной.

К изъяснению Псалма 103 (104), 4: творяй ангелы своя духи и слуги своя – пламень огненный.

Прот. Григорий Разумовский

Творяй ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный

По переводу с еврейского этот стих читается так: «Ты творишь ангелов Своих духами, служителей Своих пылающим огнем». Т.е. Господь Бог делает святых ангелов Своих для исполнения воли Своей такими легкими и скороподвижными, как дух, или ветер, и служителей Своих (тех же ангелов) столь светоносными и сильными, как пламя огня. В таком же смысле объясняют это место и св. отцы. Блж. Феодорит так говорит о сем: «Духами и огнем пророк наименовал одних и тех же ангелов, тем и другим наименованием показывая могущество и быстроту, потому что быстродвижно естество духа и сильна действенность огня» [6, с. 491]. А св. апостол Павел приводит это место, по переводу LXX толковников, как доказательство превосходства Спасителя пред ангелами, говоря о них как о разумных существах (Евр. 1:7).

Объяснение священной книги псалмов.