Толкования на Пс. 103:5

Свт. Афанасий Великий

основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века

Основаяй землю на тверди. Показав Промысл Создателя о небе, переходит к Промыслу Его о том, что на земле, и именно к тому, что земля, будучи тверда и тяжела, сотворена в веществе влажном.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века

Акила и Симмах: «на седалище ее». Какая же твердь, о, пророк, там, где столько воды, где беспредельный океан, носящий землю на волнах своих? Ведь он и сам в другом месте под­тверждал это: «утвердил землю на водах» (Псал.135:6). Так как это основание было не прочно, но весьма непостоянно, то Творец сообщил устойчивость самой земле. В чем же заключалась эта устойчивость? В силе Создателя. «В руке Его все концы земли» (Пс.94:4). Землей называет человека. Кого Он утверждает на осно­вании веры, тот не уклонится в век века, конечно – будущего. «Не преклонится она во век века». Сообщив ей самой в себе устойчивость, Господь сделал землю неподвижной. В том же самом положении она пребывает, насколько ему угодно. Подобно этому, в другом месте сказано: «повесил землю ни на чем» (Иов.26:7).

Беседа на псалом 103.

Прп. Исидор Пелусиот

основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века

Почему о земле написано: не преклонится в век века?

Поскольку сказанное о земле: не преклонится в век века, сличив со словами: призираяй на землю и творяй ю трястися (32), подумал ты, что означается сим нечто противоречащее одно другому, то знай, что земля, хотя поколеблется, но не преклонится. Поколеблется, чтобы показать страх; не преклонится же, чтобы показать назначенный ей предел. Ибо тем, что потрясется, признает свое рабство, а тем, что не уклоняется с места своего стояния, указывает на предел, предписанный ей Богом.

Блж. Феодорит Кирский

«Основаяй землю на тверди ея». Акила же и Симмах перевели: на основании ея

«Не преклонится в век века». Ибо, утвердив землю на ней самой, Бог дал ей неподвижность, и таким образом будет она стоять, пока Ему сие угодно. Так и в другом месте сказано: «повешаяй землю ни на чем же» (Иов.26:7).

Евфимий Зигабен

Основаяй землю на тверди ея; не преклонится (она) в век века

Ты, говорит, Господи, основал землю; на какой твердости и каком основании? На определении и повелении Твоем; ибо оно для земли служит вместо твердыни и основания и оно на самом себе утверждает ее. Посему и земля, имеющая основанием своим повеление Твое, никогда не опрокинется и не сдвинется с места своего.

Слова Василия: Как земля стоит твердо и непреклонно? На чем она опирается? И что поддерживает ее? И опять сие чем поддерживается? Ибо разум наш ни на чем не может утвердиться, кроме воли Божией. Златоуста: на какой твердости,—пророк, когда столько воды под нею? Таковое основание не твердо, но слабо. Что составляет твердость ее? Сила Произведшего ее, определение Творца, воля Божия крепче всего. Григория Богослова: посему не сказал: Основавший, но основывающий, подобно как не Сотворивший, но Творящий Ангелов, что показывает устроение и соблюдение сотворенных, однажды утвержденных и произведенных. Подобное сему и следующее выражение: утверждать гром и созидать дух, тогда как закон для них данный однажды; действие же и ныне постоянно продолжается. Исидор: Сему не противно следующее: заставляющий ее трястись, также: не наклонится во век. Ибо она хотя не наклонится, но потрясется, и трясением своим показывает рабство, а невыступанием из своего ряда возвещает об определении Божьем. Феодорита: Утвердив ее на самой себе, Он дал ей неподвижность, и она пребудет в том виде, доколе будет Ему угодно. Так сказано и в другом месте: вешающий землю ни на чем (Иов. 26,6).

Еп. Ириней (Орда)

основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века

Он создал как небо, со всем, что находится на нем и над ним, так и землю, Своим всемогущим словом отделивши воды, покрывающие землю и тем обнаруживши горы и долины, которые не должны уже покрываться окружающими их водами.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 5-9 основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века. Бездна яко риза одеяние ея, на горах станут воды: от запрещения твоего побегнут, от гласа грома твоего убоятся. Восходят горы, и низходят поля, в место еже основал еси им. Предел положил еси, егоже не прейдут, ниже обратятся покрыти землю

Ты сотворил свет, облако, огонь и все стихии физического мира; образовал воду и землю, и той и другой назначил пределы

Изображается кратко история творения земли. Земля утверждена Богом непоколебимо: ничто уничтожить и обратить ее в прежнее хаотическое состояние не может, хотя в начале миросоздания твердая масса земли была окружена «бездною, как одеянием», так что вершины гор закрыты были водою. По творческому же повелению («от прещения», «от гласа грома» - образы силы Божественного приказания) воды отошли от земли, обнаружились горы, и появились поля в назначенных им местах; воды же сосредоточились в определенных пределах, из которых они сами собой не могут вылиться.

Прот. Григорий Разумовский

Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века

Начиная со второй половины 1-го стиха, речь пророка обращена к Лицу Божию, а потому и здесь он выражается во втором лице так: Ты, Господи, утвердил землю на основаниях ее, так что они не поколеблются во веки и веки. Это значит, что при сотворении мира Господь Бог установил землю, в ряду других планет, на столь твердом основании (на тверди ея), что она, существуя многие тысячелетия, не поколеблется, не сдвинется с своего основания, какое указано ей Творцом, не преклонится в век века. Основание это верующему человеку нужно искать не в научных исследованиях, а в той творческой силе, которая дала повеление всему созданному, в том повелении, о котором сказано в другом псалме (Пс. 148:6): «повеление положи и не мимоидет». О сем же повелении Бога Творца мы слышим и в церковном песнопении: «Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую» (Октоих. Глас 5-й. Вторник, на повечерии. Канон. Песнь 3, ирмос).

Объяснение священной книги псалмов.