Толкования на Пс. 103:31

Свт. Афанасий Великий

Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих

Возвеселится Господь о делех Своих. Какое же дело Его? То, которое совершил, обновив нашу природу. Ибо пророк дает этим разуметь будущее боговедение людей, когда возвеселится Бог не о том, что поклоняются Ему, но о том, что узрит спасаемых.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих

Справед­ливо, говорит, чтобы Он был всегда всеми воспеваем. «Возвеселится Господь о делах Своих». Этим предрек будущее познание Бога людьми. Когда люди освободятся от прежнего обольщения и по­лучат познание Бога, Бог будет радоваться, не на их поклонение, но при виде их спасения.

Беседа на псалом 103.

Блж. Феодорит Кирский

Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих

«Буди слава Господня во веки», то есть, справедливость требует всегда и всем песнословить Господа.

«Возвеселится Господь о делех Своих». Сим предрек Пророк будущее Боговедение людей. Ибо когда люди освободятся от прежней прелести и приимут познание о Боге, Бог возвеселится не о том, что покланяются Ему, но о том, что увидит спасенных.

Евфимий Зигабен

Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих

Буди слава Господня во веки

Да будет, говорит, слава Господу вечною и бесконечною за то, что Он одни из вышеупомянутых благодеяний уже совершил, другие совершает до ныне, а иные имеет совершить в будущем веке.

Григория Нисского: Быть может, упомянув о воскресении, присовокупил к нему славу Господа, имеющую открыться в будущем веке, когда преклонится пред Ним всякое колено. А мы, в короткое время узнав чрез пророка действие благодати (т. е. воскресения) из слов: пошлешь Духа Твоего, и созиждутся, скажем с пророком: буди слава Господу во веки за те упомянутые дела, которые Он сделал, делает и имеет сделать.

Возвеселится Господь о делех своих

Господь, говорит, возвеселится, как о творении и создании мира, так и о тех делах, которые совершил и имеет совершить чрез домостроение свое во плоти.

По словам Дидима и Григория Нисского, Бог привел в бытие твари, не потому, чтобы Он нуждался в чем-нибудь, но чтоб они участвуя в Нем, по мере способности, насладились оным, а Он веселился, видя их веселящимися. Так как веселие Бога бесстрастно, ибо и божество бесстрастно. Ибо в том, у кого не может быть ничего неожиданного, над кем не имеет власти никакое зло, и с кем неразлучна всякая добродетель, и всякое, какое только возможно, добро,—могло быть веселие только по разуму, бесстрастное и неизменное; ибо добродетель и благость соединены с веселием. Златословесного: Давид сим означает то, что Бог радуется жизни существ, а не погибели. Он не утешается погибелью живущих. Феодорита: Сими словами предсказал о будущем богопознании людей. Ибо, по освобождении людей от прежнего заблуждения и принятия ими богопознания, Бог возвеселится не потому, что Ему покланяются, но потому, что видит спасающихся.

Лопухин А.П.

Ст. 31-35 Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех своих: призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся. Воспою Господеви в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь: да усладится ему беседа моя, аз же возвеселюся о Господе. Да изчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им. Благослови, душе моя, Господа

Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением («да веселится») к Нему, как всемогущему существу, Которое так заботится («призирает») о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения.

102-й псалом - пятый в шестопсалмии. Указавши и раскрывши ранее (87 Пс) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи.

103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.

По силе языка, его точности, яркости и образности выражений, а отсюда и особенной рельефности изображения предмета речи, этот псалом многими древними и современными исследователями его считается выдающимся по своей художественности эпическим произведением во всей мировой литературе.

«Иов, пророки, Экклезиаст, и особенно псалмы, наполнены величественными описаниями». Псалом «Благослови, душа моя, Господа»… представляет шедевр этого рода… Гораций остается далеко позади этой поэзии (Шатобриан). «Можно сказать, что 103 псалом заключает в себе единственный эскиз мира» (А. Гумбольт).

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 31–32 Буди слава Господня во веки: возвеселится Господь о делех Своих: призираяй на землю и творяй ю трястися: прикасаяйся горам, и дымятся

Обозрев все дела Божественного творчества и мироправления и усматривая в них всемогущую силу Божию, Его благость и премудрость, пророк желал бы, чтобы все твари непрестанно, вместе с ним, славили Его не только за то, что Он уже соделал и не перестает совершать на пользу их, но и за то, что имеет совершить для них в будущем, и потому он восклицает: Да будет Господу Богу слава во веки! В преизбытке благодарственных чувств своих к Богу за все Его милости и благодеяния, он и этим как бы не довольствуется, а выражает новое благожелательное чувство в отношении к Богу: да возвеселится Господь о делех Своих, т.е. чтобы люди, непрестанно славя Бога, поставили себя верою и добрыми делами в такие благоговейные отношения к Нему, чтобы Он не имел причин сожалеть или раскаиваться в том, что сотворил человека, как это было пред потопом и как рассказано о сем в 6-й главе книги Бытия. Естественно, что Господь Бог, как чадолюбивый Отец, радуется и веселится, когда видит людей как благонравных и богобоящихся чад Своих, и напротив – скорбит и гневается, когда видит их как непокорных и злонравных рабов своих. Господу Богу, в состоянии гнева Его и негодования на неправды и злобу нечестивых людей, достаточно грозным оком воззреть на землю, чтобы произвести землетрясение (призирает на землю, и она трясется), достаточно коснуться гор, и они задымятся. Что и было с горою Синайскою в то время, когда сошел на нее Господь: «и восходил дым, как дым пещный» (Исх. 19:18). «Одно явление Божие, – говорит блж. Феодорит, – приводит в колебание землю и горы исполняет огня и дыма» [6, с. 497]. А св. Афанасий Александрийский под горами разумеет «сопротивные силы, которые Бог попалит во время суда, знамением чего и служит дым» [3, с. 335].

Объяснение священной книги псалмов.