Толкования на Пс. 104:4

Свт. Иоанн Златоуст

взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну

И научая, как нужно делать это, он прибавил: «ищите лица Его всегда». Не раз или два, но в течение всей жизни должно искать помощи свыше и пользоваться ею; ищущие ее таким образом будут неодолимы и непобедимы. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф.7:7–8). Что значит «искать»? Постоянно иметь в мысли. Ищущий постоянно обращает свой ум на то, чего ищет. Пророк и побуждает тех, кто будет проповедовать язычникам, постоянно искать Господа; и это должно было укрепить их, так что, будучи слабыми для того, чтобы исполнять повеления, они однако могли проповедать всем – и грекам, и варварам, согласно словам: «Господь дал слово благовествующим с великою силою« (Пс.67:12). Увещание же постоянно искать противополагается требованию закона Моисеева – три раза в течение года являться пред лице Господне (Второз.16:16). Но как Самуил – по истории – служа в скинии свидения, видел лицо Бо­жие (1Цар.3), так преуспевающие всегда в исследовании догматов и совершении добродетели постоянно ищут лица Его, желая чистым умом увидеть Того, Кто есть образ ипостаси Отчей (Евр.1:3), образ Бога невидимого (2Кор.4:4), – почему тот, кто видит Его, тотчас видит Отца (Ин.14:9).

Беседа на псалом 104.

Прп. Максим Исповедник

взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица его выну

Прекрасно посвящать все свое время Богу и взыскивать Его, как то повелевается нам, даже если взыскующие Его в сей жизни не в силах приблизиться к пределам глубины Божией. Но, быть может, хоть немного стремясь к этой глубине, мы [удостоимся] созерцания Святая святых и Духовная духовных. Это образно являет архиерей, входя из Святая святых храма в Святейшая Святых, [которые] наиболее святы из [всего] святого.

Главы о богословии.

Блж. Феодорит Кирский

взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну

«Взыщите Господа, и утвердитеся». И научая, как должно сие делать, Пророк присовокупил:

«Взыщите лица Его выну». Не раз, и не два, но в продолжение всей жизни надлежит искать помощи свыше, и пожинать от сего пользу; потому что ищущие сего будут неодолимы и непобедимы. Сие обетовал и Господь, изрекая закон: «просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам. Всяк бо просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» (Мф.7:7–8).

Евфимий Зигабен

Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну

Утвердитесь, говорит, и укрепитесь во всегдашнем искании Господа и не будьте небрежны, по словам Феодорита, в сем деле; ищите же лица Господа, т, е. иначе Господа, или божественного Его посещения, или Сына Его, Иисуса Христа, который есть лице и неизменный образ Отца и печать ипостаси Его, как говорит Дидим. Ибо видевший, говорит, Меня видел Отца (Иоан. 14,6).

Златословесного: Что значит искать Господа? Мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел. Ибо кто ищет чего, тот искомое имеет в мысли. Итак, имеющему искать Господа должно прежде исповедоваться чрез искреннее покаяние и плоды Его. Таковой-то может и искать и ища найти, по обещанию. Ибо не всякий умеет искать: если в отношении к дорогим камням нужны сведущие, и в погружающихся в море требуется великого искусства, то не гораздо ли более в отношении к Богу? Ибо много препятствий к обретению Его, каковы: и множество дел, и возмущение плоти, и немощи душевные, и злоумышления демонов и слабость ума. Когда освободимся от всего подобного, тогда скоро найдем Его, и отложим порок и изберем добродетель, Феодорита с Евсевием: Ищите всегда, не трижды в год являясь пред Ним по данному Моисеем закону, но в продолжении своей жизни. Исихия: Желает, чтобы тот, кто ищет Господа, посредством воздержания от удовольствий воспринял в душе силу. А лицом называет не лицо существа (ибо сего никто не увидит, чтобы остался в живых, как говорит Моисей), но лицо Бога есть познание Его. Златоуста: Лицом здесь называет явление, промысл, попечение, помощь, содействие, разум Его.

Еп. Ириней (Орда)

взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну

Твердо держитесь Его, потому что это делает вас великими. Утвердитеся некоторые принимают – будьте крепки в искании Господа.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица его выну

Стремитесь сделаться достойными Его божественного покровительства, чтобы заслужить проявления над собой Его всемогущей силы, неуклонно следуйте Его заповедям и служите пред Ним.

Толковая Библия.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 Взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну. Помяните чудеса Его, яже сотвори, чудеса Его и судьбы уст Его

Не один раз пророк напоминает людям, призванным к особому служению Господу, каковыми были потомки Авраама и Иакова, о том, чтобы они старательно искали Господа и ревностно служили Ему. И не трудно было им служить, искать и найти Его, во-первых, потому, что Господь находится «близ сокрушенных сердцем», – близок Он «ко всем боящимся Его и призывающим Его во истине» (Пс. 33:19, 84:10, 144:18), во-вторых, потому, что Он Сам обещался жить среда сынов Израилевых, или вообще среди верующих в Него (2 Кор. 6:16; Лев. 26:12), и что Он даже «обитель» Свою устраивает в душах тех, которые «любят и соблюдают слово» Его (Ин. 14:23). «Искать Господа, – по словам Иоанна Златоустого, – значит мыслить о том, что относится к Нему, думать о Нем, постоянно иметь Его в мысли, никогда не переставать беседовать с Ним посредством молитвы и добрых дел» [7, с 825]. И не только искать Господа Бога убеждает пророк, но и утвердиться в сем искании Бога, или, что то же, в вере в Него. Даже нечто большее и, можно сказать, невозможное, он желал бы видеть между потомками Авраама, говоря: взыщите лица Его выну. Ему, как пророку, известно было, конечно, слово Божие, сказанное Моисею, что «не может человек видеть лице Божие и остаться в живых» (Исх. 33:20), и он, говоря: взыщите лица Его выну, и утвердитеся, – разумеет в сих словах будущее утверждение в вере потомков тех израильтян, к которым обращена эта псаломская песнь и которые (как современники пришествия Христова) в лице Христа, Сына Божия, видели Самого Господа, Бога Отца (Ин. 14:9). Продолжая свою мысль, пророк говорит как бы так: вам и не трудно утвердиться в этой вере, в этом искании Бога, если вы будете помнить (помяните) те чудные и дивные дела, которые Господь Бог сотворил в Египте и после выхода отцов ваших из Египта, а вместе с теми чудесами вспомните и те судбы уст Его, те постановления и заповеди, которые даны и открыты Им в Законе Его. По словам св. Иоанна Златоуста, «здесь же указывается и путь, по которому можно искать и находить Бога. Какой же это путь? Непрестанно иметь в памяти чудеса Его, и законы, и заповеди. А судами здесь, кажется, называет законы на небе и на земле. Ибо по истине не один только человек получил закон, но все видимое: море, чтобы не выступало из берегов; горы, чтобы были крепки; земля, чтобы стояла; солнце, чтобы совершало течение; луна получила свой чин; разнообразный лик звезд; естество телесных, растений и все прочее» [7, с 825].

Объяснение священной книги псалмов.