Толкования на Пс. 104:6

Свт. Афанасий Великий

Ст. 6-7 семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы Его

Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его. Еще слово к Апостолам, и смысл речи таков: вы, как семя Авраамле и раби Его, сынове Иаковли и избраннии Его (потому что Господь избрал их), возвестите во языцех, что Той Господь Бог наш.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его

Оба названия отно­сятся к одним и тем же, с одной стороны как к потомкам, с другой – как сынам по усвоению. Избранными назвал их, как народ, призванный Богом предпочтительно пред всеми народами, что подтверждается и последующим, «не все те Израильтяне, которые от Израиля», и не все те, которые есть семя Авраамово, его чада (Римл.9:6–7). И Спаситель говорил: «знаю, что вы семя Авраамово» (Ин.8:37), и потом: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин.8:39). Значит, одни – только семя, другие же – вместе с тем подражатели дел, действительные сыны и избранники. Последнего не сказал о семени: его назвал только ра­бами. Оба настоящие названия относятся к ученикам (Христовым), потому что они были тем и другим: и рабами, как семя, и избран­ными, как сыны, что видно из слов: «избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами» (Лк.6:13; Мф.10:5), а также: «не двенадцать ли вас избрал Я?» (Ин.6:70). А преимущество избранных ты поймешь из того, что «много званых, а мало избранных» (Мф.20:16).

Беседа на псалом 104.

Блж. Феодорит Кирский

Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его

Тем и другим именем Пророк называет одних и тех же, именно потомков, поименованных сынами. Избранными же нарек, как названных людьми Божиими преимущественно пред всеми народами. Сие дал он видеть и в последующих словах.

Евфимий Зигабен

Семя Авраамле—рабы Его, сынове Иаковли — избраннии Его

Вы, говорит, семя Авраамово, и избранные сыны Иакова! По словам Афанасия, так называет апостолов; потому что апостолы сделались и рабами Христу, происходящему от семени Авраама и Иакова, как сказано: итак, если я, Господь и учитель, умыл ноги вам (Иоан. 13,14); и они же стали избранными Христовыми, как написано: не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Иоан. 15,16), как говорит Евсевий.

Еп. Ириней (Орда)

семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии Его

К такому памятованию вы обязаны как избранные Его, которым Он есть Бог совершенно особенным образом, как это Он пред всем миром доказал совершенными в защиту вашу своими карательными для врагов ваших действиями.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–11 Семя Авраамле раби Его, сынове Иаковли избраннии его. Той Господь Бог наш: по всей земли судбы его. Помяну в век завет Свой, слово, еже заповеда в тысящы родов, еже завеща Аврааму, и клятву Свою Исааку: и постави ю Иакову в повеление и Израилю в завет вечен, глаголя: тебе дам землю Ханааню, уже достояния вашего

Еще раз пророк настойчиво указывает здесь израильтянам на их особое преимущество пред другими народами, говоря как бы так: вы ведь не то, что другие народы; вы прямые потомки верного Богу Авраама; вы сыны возлюбленного Богом Иакова; вы избранники Божии. И сей Бог есть Господь Бог наш, законы и устные повеления Которого (судбы уст Его) мы должны знать и хранить. Они, эти «судьбы Его по всей земле». «Вечно помнит Он завет Свой, слово, которое поставил на тысячу родов. То, что завещал Аврааму и в чем клялся Исааку». Из этих слов видно, что хотя владычество Бога распространяется на всю вселенную, и судьбы Его видимы повсюду, но народ израильский должен знать и помнить, что он один из всех других народов имеет в Нем особливого для себя Всевышнего Бога, Который, «когда давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его; Иаков наследственный удел Его. Он нашел Его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его как зеницу ока Своего (Втор. 32:8–10). Это было в Ханаанской земле при Аврааме, которому Бог явился и дал обетование о происхождении от него многочисленного потомства, и самого Мессии, и о том, что отдаст всю эту землю во владение его потомству (Быт. 13:15; Евр. 11:8–9). И далее пророк говорит, что все обетования сии были повторены и неоднократно подтверждены при сыне Авраама Исааке и при Иакове, сыне Исаака, которому они даны как повеление, а народу израильскому в завет вечный, которым точно определялось, что земля Ханаанская отдана в вечное владение сему народу, как бы отмеренная ужем (греч., лат. funiculus – веревка, землемерная цепь), отмежеванная: уже достояния вашего.

Объяснение священной книги псалмов.