Толкования на Пс. 104:20

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 20-22 Посла царь и разреши его: князь людий, и остави его. Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему, наказати князи его яко себе и старцы его умудрити

И показывая нравственные следствия этого события, пророк прибавил: «чтобы он наставлял вельмож его, как себя, и старейшин его учил мудрости». Очищенный огнем подобно золоту, со­гласно со словами пророка: «искуси меня, Господи, и испытай меня» (Пс.25:2), он, когда Бог вразумил фараона, освобождается и получает власть. Не случайно является у фараона эта мысль. Что препятствовало ему, когда он узнал от Иосифа о голоде, самого Иосифа отпустить, а запасы хлеба устроить с помощью Своих начальников? Но он заботился не столько о запасах хлеба, сколько о душевной пользе тех, которых Иосиф мог спасти и научить мудрости, т.е. начальников и старцев его; а чрез них и подданные его должны были сделаться лучшими. И действительно, прославившись объяснением царских снов и полу­чив власть, Иосиф сделался путеводителем всех их к богопозна­нию, не помощью только слов, но и своими делами привлекая к тому же самому благочестию.

Беседа на псалом 104.

Блж. Феодорит Кирский

Ст 20-21 Посла царь и разреши его: князь людей и отпусти его. Постави его господина дому своему, и князя всему стяжанию своему

И показывая пользу сего домостроительства, Пророк присовокупил:

Евфимий Зигабен

Ст. 20-22 Посла царь, и разреши его, князь людей и остави (отпустил) его. Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему. Наказати (дабы вразумлял) князи его яко себе (как сам он), и старцы его умудрити

Когда, говорит, царь фараон увидел сны, тогда послал и разрешил Иосифа от оков и темницы; а когда Иосиф разрешил сны его, тогда фараон поставил Иосифа господином и властелином над двором и царством его и дал ему власть быть во всем Египте вторым по фараоне, чтобы наставлял князей его и внушал знание и благоразумие старейшинству его; и все это было по смотрении Божии, как о том повествует книга Бытия.

Слова Златоуста: Что удивительнее всего, что царь разрешает того, который был рабом и чужестранцем, и о котором имели мнение, что он сделал столько зла. Видишь ли пользу искушения? Видишь ли, какой конец бедствий? Смотри какой плетется ему и венец чрез злоумышления. Ибо если б он не изъяснил снов, то мог ли бы разрешить его царь? Но как изъяснил бы он сны, если бы не был ввержен в темницу? Далее как бы мог быть заключен в узы, если б не был оклеветан? Как же мог быть оклеветан, если бы не вошел в дом египтянина? А как мог бы войти в оный, если б Измаильтяне не продали его? А сии как могли бы его отдать, если бы не продали им братья его? Видишь ли, что злоумышление братьев как бы чрез некий ряд бывших впоследствии времени искушений довело его до престола? Итак, пусть никто не скорбит, хотя бы и подвергся худому мнению; только бы не обвиняла его совесть, и он чрез сие сделается самым знаменитым. Феодорита: Иосиф руководствовал других к богопознанию, привлекая к благочестию не словами только, но и делами. Почему и Евсевий сказал: сии слова учат, что не столько для собрания в хранилища плодов Иосиф возведен на начальство, сколько для душевной пользы тех, которые имели быть умудряемы и наставляемы им. Ибо сей юноша вразумлял старцев и сему молодому еврею дано было повеление исправлять много хвалившихся своею мудростию и рабу—свободных и притом тогда, когда все у египтян казалось великим. Посему прилично говорит Златословесный: На малое время добродетель подвергается злоумышлению, но впоследствии она разрушает умыслы легче паутины, делаясь чрез оное тем блистательнее. Итак, никто да не скорбит, хотя бы и подвергся худому мнению. Да будет только неукоризненна совесть; и он чрез сие сделается знаменитее.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 20–22 Посла царь и разреши его: князь людий, и остави его. Постави его господина дому своему и князя всему стяжанию своему, наказати князи его яко себе и старцы его умудрити

После того, как Иосиф, заключенный в темнице и умудренный словом Господним, разумно и удачно истолковал сны бывшим вместе с ним в темнице царским вельможам, царь сделал распоряжение о приведении к нему из заключения Иосифа (посла царь и разреши его); а когда услышал от Иосифа мудрое истолкование своих сновидений, предвещавших семилетний голод, о котором сказано выше (при объяснении ст. 16), и столь же мудрый совет, как предохранить и спасти всю землю египетскую от последствий угрожавшего ей голода, фараон, этот владетель народов, не только освободил Иосифа из темницы (остави его), но и «поставил его господином над домом своим и правителем над всем владением своим, чтобы он наставлял вельмож его по своей душе (яко себе), и старейшин его учил мудрости» (по пер. с евр.). Испытав лично на себе опыты глубокой мудрости Иосифа, царь, без сомнения, уверен был, что «в нем был Дух Божий» (Быт. 41:38), и что его вельможи и старейшины ничего иного не вынесут из ближайшего общения с Иосифом, кроме примеров мудрости и благоповедения, а потому и отдал их всех в его распоряжение (Быт. 41:44).

Объяснение священной книги псалмов.