Толкования на Пс. 104:25

Свт. Афанасий Великий

Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его

Преврати сердце их возненавидети люди его. Поскольку израильтяне, по уважению к ним египтян, впали в одинаковое с ними идолослужение, то Бог устроил, что египтяне возненавидели их и возложили на них тяжкие работы, а это для того, чтобы озлобляемые израильтяне прибегли к Богу, и обетование, данное Аврааму, удобно могло исполниться.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его

После того как, пользуясь уважением со стороны египтян, они пре­дались наравне с ними идолослужению, Бог возбудил (египтян) возненавидеть их и возложить на них тяжкие работы, чтобы, озлоб­ленные, они обратились к Нему, и Он мог исполнить обетование, данное Аврааму относительно земли Ханаанской. Как Иосифа, искусив, он прославил, показал его чрез испытание достойным, так те­перь было с народом: подвергшись испытанию, они с плачем и воплем обратились к Богу их. Вот для чего и уважение к ним со стороны египтян превратилось в ненависть. В самом деле, поль­зуясь уважением их, евреи забыли Бога отцов своих и сделались участниками их идолослужения, как говорит Иисус Навин: «бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу» (Нав.24:14). Превратил же Господь сердце египтян не силой, но попуская свободному их произволению. А лукавство их состояло в том, что они сначала заставляли бабок убивать еврейских младенцев мужского пола, а потом приказывали бросать их в реку. Однако, всех этих сетей смерти народ еврейский избег.

Беседа на псалом 104.

Прп. Максим Исповедник

Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его

Что означает сказанное в сто четвертом 
Псалме: превратил сердце его ненавидеть 
народ Его?

Бог не только знает сущие [вещи] прежде веков как в
 Нем сущие в самой истине, даже если все эти вещи, уже
 существующие и будущие, не приняли самостоятельного 
существования одновременно с тем, когда были познаны
[Богом], но каждое в надлежащее время, — ведь не может же одновременно быть и то из них, что беспредельно 
[то есть Бог], и имеющие предел [то есть твари] — но
[знает] и цель положения каждого, согласно его движению; ведь нет ни времени, ни века, которые бы разрывали его посреди Бога; нет в Нем ничего недавнего, но
 будущее как сущее [в Нем], времена же и века не Богу, но
 нам показывают те сущие [вещи], которые в Боге.

Ибо не следует думать, когда мы видим Бога творящим
 нечто, что тогда же это [творимое] и начинает Богом познаваться. Если же это истинно, что несомненно, то
 Он ведал совершенно как настоящее не только имеющее быть лукавство египтян, [их] непослушное произволение по отношению ко всяческому деланию благ и
 [их] расположение, подобающее для наказания зол, совершенных израильтянами по египетскому обычаю; н о
и то [Он знал], что будущее [расположение] израильтян
 приблизится послушно к слову благочестия посредством 
веры.

Поскольку же таким сокрытым расположениям, преж
де Им удерживаемым. Он позволил прийти в действие,
 согласно этому говорится; [что Он] превратил [сердце 
их]; ведь подобно тому как [если есть] надежная снасть,
сдерживающая напор воды, и кому-то случится эту 
снасть повернуть, то вода тотчас обнаружит сокрытый [прежде] напор — так и лукавые и добрые расположения, попущенные Промышлением, через посредство дел становятся явными.

Вопросы и затруднения.

Блж. Феодорит Кирский

Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его

«Преврати сердце их возненавидети люди Его». Не Сам пременил волю Египтян, но дал место их свободе, не воспрепятствовал злоумышлениям, а тех, против которых злоумышляли, превознес пред злоумышляющими.

«Лесть сотворити в рабех Его». Египтяне, то повелевали повивальным бабкам умерщвлять еврейских младенцев мужескаго пола, то приказывали бросать их в реку. Впрочем и при этом род еврейский избежал ухищрений против их жизни.

Евфимий Зигабен

Преврати сердце их возненавидети люди его, лесть сотворити (поступить коварно) в рабех его

Бог, говорит, превратил сердце фараона, не того, который любил Иосифа, но другого, позднейшего царя, соименного фараону, не знавшего Иосифа. Так говорит божественное Писание: и восстал другой царь в Египте, который не знал Иосифа (Исх. 1,8). И этот царь ненавидел народ Израильский и угнетал его. Ибо Бог ожесточил, говорит, сердце фараона (ст. 20), т. е. попустил ему ожесточиться против Израильтян, чтобы они, будучи угнетаемы, пожелали пламенно выйти из Египта и освободиться от оскорбления и порабощения Египтян. Тот же фараон поступал коварно с Израильтянами, т. е. злоухищрялся против них и умыслил коварства: фараон сказал, говорит, Египтянам: вот род сынов Израиля весьма умножился и сильнее нас (Исх. 1,9); почему повелел умерщвлять всех детей, которые должны родиться у Евреев.

Слова Афанасия вместе с Евсевием: Поскольку от уважения, которым пользовались у Египтян, они перешли к идолослужению их: то посему заставил ненавидеть их, и наложить на них тяжкие дела, чтоб они научились беречься их и состоявшего во многобожии суеверия их и сверх того в страдании своем прибегнули к Богу и нашлось место исполнению данного Аврааму обетования. Златоуста: Что он говорит? Бог виновник сего? Нет, говорит. Но: превратил, значит: попустил. Итак, с самого начала не позволил сделаться любезными, дабы не пожелали оставаться в Египте и замечай изобретательность Его. Опять тех, которые были в ненависти, когда Ему было угодно, столь внезапно сделал любезными для них и достойными доверия, что дали взаймы и все сосуды свои и ни в чем не подозревали их. Почему и Исихий перевел: Превратил, т. е. попустил превратиться. Ибо божественному Писанию свойственно называть попущением то, что можно было возбранить, не без какого либо намерения, но по предусмотрению чего либо другого.

Еп. Ириней (Орда)

Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его

Но чтобы народ охотнее оставил землю египетскую и лучше оценил оказанные ему Богом милости, Бог допустил, чтобы египтяне жестоко угнетали их.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 25-27 Преврати сердце их возненавидети люди Его, лесть сотворити в рабех Его. Посла Моисея раба Своего, Аарона, егоже избра Себе: положи в них словеса знамений Своих и чудес Своих в земли Хамове

С почтением и уважением относились египтяне к Иосифу и единоплеменникам его, пока жив был сам Иосиф и тот царь, который возвысил и помнил заслуги Иосифа, но когда его не стало и когда воцарился новый фараон в Египте, то скоро были забыты все заслуги Иосифа, и египтяне не только стали враждебно относиться к евреям, но и совершенно возненавидели их. Враждебность сия и ненависть, соединенные с опасением встретить в будущем времени опасных врагов для себя, в лице сынов Израилевых, понудили фараона и народ его употреблять разные хитрости к обессилению и порабощению рабов Божиих (лесть сотворити в рабех Его), сначала чрез принуждение их к тяжким работам над глиною и кирпичом, а потом чрез повивальных бабок, которым дан был тайный приказ умерщвлять, при самом рождении, еврейских мальчиков. Ненависть и притеснения израильтян со стороны египтян достигли крайних пределов, и тогда послал Господь Бог к притесненным Моисея раба Своего и Аарона избраннаго Своего. Всем известна исполненная промыслительных чудес Божиих обстановка рождения и воспитания пророка Божия Моисея. «Взятый из воды» дочерью царя и воспитанный и проживший при царском дворе до сорокалетнего возраста, Моисей оставил ничтожную мирскую славу и ушел в Мадиамскую землю, в которой, по прошествии нескольких лет, получил от Бога особое назначение и повеление идти к фараону, египетскому царю, чтобы предстательствовать пред ним и ходатайствовать об освобождении народа израильского от рабства. Возвратясь в Египет и сойдясь здесь с братом своим Аароном, они объявили народу волю Божию об освобождении угнетенных рабов Божиих. Сначала одному Моисею при горе Хориве, в Мадиамской земле, а потом и обоим, вместе с Аароном, Господь положил словеса знамений Своих, а потом они показали при собрании народа (в них) чудодейственную силу Его и знамения Его в земле Хамовой. Господь Бог наделил Моисея силою творить чудеса, опыт которых он показал сначала пред народом, а потом и пред фараоном. С такою чудодейственною силою Моисей и Аарон предстали пред лице фараона.

Объяснение священной книги псалмов.