Толкования на Пс. 104:37

Свт. Иоанн Златоуст

и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй

После того, как египтяне не позволяли иудеям взять даже их собственного имущества, теперь сверх своего они взяли и богатство египтян, получив золото и серебро как бы в плату за тяжкое рабство. И повеление Божие, по которому произошло это, не было несправедливым: для угнетателей это было наказанием, а для угнетенных – вознаграждением. «И не было в коленах их больного». Постигшие египтян казни их не коснулись. Бог повелел им обобрать египтян, как побежденных и притом обязанных вознаградить их за долговременное рабство. Но замеча­тельно было и то, что из страны, пострадавшей самым жестоким образом, они вышли невредимыми – все до одного из стольких ты­сяч, так что никто не остался в Египте, никто не был задержан телесной немощью. Так предал истории Моисей.

Беседа на псалом 104.

Блж. Феодорит Кирский

и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй

«И изведе я с сребром и златом». Поелику Египтяне не позволяли Евреям брать и своей собственности; то сверх собственности взяли они и богатство Египтян, как бы в некую плату за тяжкое рабство, уносили с собой золото и серебро. И Бог не вопреки справедливости повелел быть сему, но для вразумления обижавших и в утешение обиженным.

«И не бе в коленах их боляй;» потому что не испытывали казней, налагаемых на Египтян.

Евфимий Зигабен

и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй

И изведе их с сребром и златом

Бог, говорит, вывел евреев из Египта, с сосудами серебряными и золотыми, занятыми ими у египтян, по повелению Божию, чтобы сии сосуды были в награду и плату евреям за кирпичные и другие работы, произведенные ими у египтян.

Златоуста: Поскольку прежде не давали иудеям и собственности их, то теперь они сверх собственности своей взяли и богатство египтян. Исихия: Не потому, чтоб Он хотел обидеть египтян, ибо неприлично Богу благотворить одним, обижая других: но когда повелевает иудеям обобрать их; то сим производит должное вознаграждение за делание ими кирпичей. То же говорит и Евсевий.

И не бе в коленах их боляй

Никто, говорит, из евреев не нашелся больной или немощный, когда вышли из Египта; и это было по Божию промышлению, чтобы не остался никто в Египте по причине болезни. Моисей не пишет о том ясно; но это видно из того, что ни в каком месте Пятикнижия своего не упоминает о том, чтобы кто-либо из евреев был болен. Можно понимать и иначе, что те, которые повинуются Богу, не бывают больны; потому что они все могут в укрепляющем их Христе. Впрочем, быть может, Давид это узнал и другим способом, или из неизвестной книги, или из предания, или по откровенно от Св. Духа, как узнал из них и многое другое.

Слова Феодорита: Когда Египтяне были наказываемы язвами, они (евреи) не испытывали их. Златоуста вместе с Евсевием: И это было весьма странно, что при таковом бедствии ни одного не было немощного или больного, притом тогда, как столько произведено в Египте язв. И это превосходило порядок самой природы, что в таком множестве (ибо более 60 тем было имевших возраст мужеский, а прочих—старых, детей и жен было бесчисленное множество) не нашелся ни один больной телом. Аполлинария: Великое дело в том, что они были отпущены без болезней из той страны, которая была в самом бедственном, состоянии: и ни один иудей не страдал ни от какой болезни. Исихия: Явное доказательство того, что рука Божия изводила Израиля из Египта. Ибо как из столь многих тысяч ни один не мог быть болен, притом тогда как они находились в столь худом состоянии и ежедневно были изнуряемы работами?

Прот. Григорий Разумовский

и изведе я с сребром и златом: и не бе в коленех их боляй

См. Толкование на Пс. 104:36