Толкования на Пс. 106:15

Свт. Афанасий Великий

Ст. 15-16 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи

Да исповедятся Господеви милости Его. В другой раз повторил тоже о благодеяниях Его. Яко сокруши врата медная, имеет в виду сошествие Спасителя даже до ада, в которое отверз Он врата адовы, издревле для всех заключенные неразрешимыми узами, потому что невозможно было возвратиться оттуда желавшим выйти. Но Он сказал сущим во узах: изыдите; и сущим во тме: открыйтеся (Ис. 49:9).

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим

См. Толкование на Пс. 106:13

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 15-16 Да исповедятся Господеви милости его и чудеса его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи

Вратами медными и железными запорами пророк назвал неумолимость зла. Как заключенному внутри таких ворот и дверей невозможно убежать, так немыслимо было и иудеям избежать порабощения вавилонянам, а всем людям – власти смерти. Только одна божественная милость была в состоянии разрушить дер­жаву и тех, и этой последней, и принести облегчение горестей. То же самое во второй раз сказал псалмопевец при повторении Его благо­деяний. Он показывает падение человеческих душ до смерти, по­чему и просил Его о снисхождении до смерти; и исполнивши это, Господь сокрушил врата, ни для одного смертного неодолимые, и по­тому называемый медными и железными. И в книге Иова Господь говорит: «отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной? Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это» (Иов. 38:17–18) Он один только покрыл наши беззакония, которые увлекли нас до врат адовых.

Беседа на псалом 106.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 15-16 Да исповедятся Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим: Яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи

«Вратами медными» и «вереями железными» Пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, для кого выход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать; так невозможно было и Иудеям избежать рабства вавилонскаго, и всем людям – владычества смерти. Но единой Божией милости довлело к тому, чтобы разрушить державу и Вавилонян и смерти, и даровать освобождение от горестей.

Евфимий Зигабен

Да исповедят Господеви милости Его, и чудеса Его сыновом человеческим

См. Толкование на Пс. 106:12

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 15–20 Да исповедятся Господеви милости Его и чудеса Его сыновом человеческим: яко сокруши врата медная, и вереи железныя сломи. Восприят я от пути беззакония их: беззаконий бо ради своих смиришася. Всякаго брашна возгнушася душа их, и приближишася до врат смертных. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я: посла слово Свое, и изцели я, и избави я от растлений их

Вот и еще псалмопевец призывает, чтобы все верные исповедали, рассказывали другим о милостях и чудесах Божиих, совершенных при разных затруднительных обстоятельствах жизни. При сем нужно заметить, что к слову: да исповедятся, – в издании славянской Библии 1890 г., в подстрочном примечании, приписано: «да исповедят», т.е. что слово: да исповедятся, – нужно читать: «да исповедят». Пусть всем рассказывают (да исповедят), прибавляет к прежде сказанному псалмопевец, что Господь Бог силен избавить от всяких бед: Он сокрушил врата медная и сломил вереи (воротные столбы) железныя. «В сих словах, – говорит св. Афанасий Александрийский, – пророк имеет в виду сошествие Спасителя во ад, в которое отверз Он врата адовы; о чем говорит и пророк Исайя (Ис.45:2)» [3, с. 343]. Блж. Феодорит говорит о сем так: «Вратами медными и вереями железными пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, кому ход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать: так невозможно было и иудеям избежать рабства вавилонского и всем людям – владычества смерти. Но единой Божией милости довольно к тому, чтобы разрушить державу и вавилонян, и смерти, и даровать освобождение от горестей» [6, с. 520]. Восприят я от пути беззакония, т.е. Господь Бог отстранил их от пути беззакония их тем, что предал их страданиям и болезням, «безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои» (по переводу с еврейского), и теми страданиями они смирились, доведены были до сознания своего бедственного положения. По болезненному состоянию, всякой пищи отвращалась душа их, они приближались ко вратам смерти. «Врата же смертная, – по словам св. Афанасия Александрийского, – суть грехи, ведущие к смерти» [3, с. 343]. Блж. Феодорит же о сем так говорит: «Иудеи и все люди несли наказание за то, в чем согрешили, однако и тех, и других Господь сподобил спасения» [6, с. 520]. Доведенные грехами до врат смертных, воззваша ко Господу во время скорби своей; Господь услышал их скорби, раскаяние и молитвы и спас их от бедствий их. В раскаянии своем, они сознали, что «не о хлебе едином, но о всяком словеси, исходящем из уст Божиих, жив будет человек» (Втор. 8:3). И Господь, спасающий их, послал им Слово Свое, не то только слово, которое писано в Законе их (Ин. 15:25), но Слово ипостасное, Отчее, Единородного Сына Своего, «исцеляющего всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). И Он «исцелил их и избавил от могил их» (по переводу с еврейского), т.е. от вечной смерти, главною причиною которой являются грехи людей. По словам блж. Феодорита, и Бог Отец послал Сына Своего, Бога Слово, Которое, вочеловечившись, исцелило и спасло грешников от погибели [6, с. 521].

Объяснение священной книги псалмов.