Толкования на Пс. 106:36

Свт. Афанасий Великий

И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны

И составиша грады обительны, т. е. благое и небесное жительство.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны

Тех, которые прежде истаевали от голода и терпели лише­ние в духовной пище, Господь поселил на тех реках и совоку­пил их в благочестивое общество.

Беседа на псалом 106.

Прп. Нил Синайский

И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны

См. Толкование на Пс. 106:35

Блж. Феодорит Кирский

И насели тамо алчущия, и составиша грады обителни

Истаевавших прежде от глада, и не имевших у себя духовной пищи, поселил при оных реках, и устроил благочестивое жительство.

Евфимий Зигабен

Ст. 36-38 И насели тамо алчущыя, и составиша грады обительны (населенные). И насеяша села (поля), и насадиша винограды, и сотвориша плод житен (рождения). И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали

Бог, говорит, поселил в церкви своей тех язычников, которые прежде были голодны и нуждались в пище духовной; но после насытились в ней словом божественного учения; почему они и составили или построили города населения духовного, т. е. поместные церкви. Так ясны пророчества божественного Давида. Апостолы засеяли души человеческие семенем божественного проповедания, те души, которые прежде были одичалые и бессеменные, а равно насадили винограды, т. е. те христианские души, которые приносят плоды добродетелей и произвели плоды рождения духовного, которое произведено для Владыки Христа и веселит Его, благословившего апостолов, как говорит божественный Лука: подняв руки свои, благословил их (Лк. 24:50). А известно, что чрез апостолов благословил и тех, которые приняли веру и проповедь апостолов; почему и умножились они; ибо от двенадцати и семидесяти апостолов возросли христиане во множестве до бесчисленных тысяч. Он и скоты апостолов не уменьшил, каковые скоты, по словам Исихия и Феодорита, суть ученики апостолов, которые, наподобие скотов, без рассуждения последуют за апостолами туда, куда они ведут их, принимая от них духовную пищу, как словесные овцы. И сии-то простые по нраву, ученики апостолов умножились и стали многочисленны, как говорит святой Лука в Деяниях: Господь же ежедневно присоединял спасаемых к церкви (Деян. 2:47).

Слова Исихия: Не город, а города; ибо у народа из язычников не один род правления, в котором населения добродетелей покрывают внутреннего нашего человека.

Афанасий: Можешь узнать сии поля из слов сказавшего: вышел сеятель сеять семя свое. А под виноградами можешь разуметь церкви, как сказано: винограды наши цветут (Песн. 2:13), или, по словам Исихия, поле любомудрия, ведущее к царству небесному. Так сказал Господь: царство небесное подобно сокровищу, сокрытому на поле, которое, нашедши, человек утаил; то же царствие назвал и виноградником в притче о нанятых делателях; а плодом рождения тот плод, который упражнявшиеся в любомудрии Христовом и насадившие в нем добродетели возделывают в тридцать, в шестьдесят и во сто.

Слова Нисского: Или скотами называет покорную службу душевных движений, из которых каждое способствует нам в добродетели. Хороший скот есть ярость, когда она служит разуму, другой подобный же скот есть похоть, когда она некоторым образом носит на хребте своем душу и возводит на высоту, направляясь к горнему браздами разума. И все прочие скоты умножаются по благословению сему, когда услуга со стороны их бывает к чему либо высокому. Или, по словам Афанасия, скотами называет не образованнейших в церкви, но пасомых апостолами.

Еп. Ириней (Орда)

И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны

Так, Он теперь снова благословил совершенно было опустевшую Палестину, возвратил несчастных (алчущия) жителей ее, поселил и устроил их в отечестве, благословляет их плодородием и чадородием, хотя прежде они сильно уменьшились от страданий.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны

См. Толкование на Пс. 106:34

Прот. Григорий Разумовский

И насели тамо алчущыя, и составиша грады обителны

См. Толкование на Пс. 106:31