Толкования на Пс. 106:38

Свт. Афанасий Великий

И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали

И скоты их не умали. Скотами называет неразумных в Церкви, по сказанному: скотен бых у тебе (Пс. 72:22); и: человеки и скоты спасеши Господи (Пс. 35:7).

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали

Скотами называет покорное служение душевных движений, когда каждое из них в нас способствует добродетели. Раздражительность – добрый скот, когда бывает под ярмом рассудка. Другой добрый скот – пожелание, некоторым образом на хребте держащее и носящее душу, даже возводящее в высоту, как скоро бразды ума направлены горе. И все прочие скоты умножаются благословением, как скоро служение их нам содействует чему либо великому.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали

Пророк употребил здесь образное выражение. И Господь часто прибегал к подобным сравнениям, и то апостолов называл жнецами, то Самого Себя сеятелем и земледельцем, а тех, которые с готовностью принимают семена учения – тучной землей. И апостол говорит: «я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог», а в дру­гом месте: «вы Божия нива, Божие строение» (1 Кор. 3:6, 9). Итак, апостолы посеяли семена спасительной проповеди, и насадили для Бога духовные сады, и принесли Ему зрелый плод правды. И все после них уверовавшие учению (Христову) продолжают делать то же самое. А, конечно, «кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», по словам божественного апостола (2 Кор. 9:6). Скотами же называет тех, кого они пасут, и которых Господь умножил, даровав силу чудотворения. Это подтверждает блаженный Лука в Деяниях: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян. 2:47). И сам Господь верующих называет овцами. «Овцы Мои, – говорит Он, – слушаются голоса Моего» (Ин. 10:27).

Беседа на псалом 106.

Прп. Нил Синайский

И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали

См. Толкование на Пс. 106:35

Блж. Феодорит Кирский

И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали

Ибо «сеяй о благословении, о благословении и пожнет», по слову божественнаго Апостола (2 Кор. 9:6). «Скотами» же Пророк называет пасомых ими, которых Сам Господь умножил, даровав силу чудотворения. И свидетель сему блаженный Лука, который в Деяниях говорит: «Господь же прилагаше по вся дни церкви спасающияся» (Деян. 2:47). Да и Сам Господь верующих называет овцами. Ибо говорит: «овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю их: и по Мне грядут, и Аз живот вечный дам им» (Ин. 10:27–28). После сего Пророк снова предсказывает бедствия, какия постигнут Иудеев.

Евфимий Зигабен

И благослови я, и умножишася зело, и скоты их не умали

См. Толкование на Пс. 106:36

Лопухин А.П.

И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали

См. Толкование на Пс. 106:34

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 38–41 И благослови я, и умножишася зело: и скоты их не умали. И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни: излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути. И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия

Благословлять, по буквальному словопроизводству, значит: «сказать доброе слово» (греч., лат. benedicere). Благословение дается от большого малому, от Бога человеку (Евр. 7:7; Лк. 24:50), или человеку именем Господним (Сир. 45:19). В практическом смысле благословение Господне сопровождается умножением благ всякого рода, обогащением, умножением потомства и размножением скота вьючного, полевого и всякого другого, как у древних патриархов (Притч. 10:22; Быт. 30:43). Здесь также, как и выше, отцы Церкви изъясняют пророческое слово в иносказательном и духовном смысле о Церкви христианской. «Господь Бог благословляет их (т.е. алчущих, о которых сказано выше), и они весьма размножаются, и скота их не умаляет. Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, – Он изливает безчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей» (пер. с евр.). В день Своего Божественного вознесения на небо Господь Иисус Христос благословил апостолов, а чрез них благословил и тех, которые приняли веру и проповедь апостольскую о Христе и новозаветной Церкви Его, почему и умножились они, т.е. от двенадцати и семидесяти апостолов, посланных Христом ко всем народам, число христиан быстро умножилось и возросло до бесчисленного множества.

Он и скоты их не уменьшит. Под именем скотов, по словам блж. Феодорита, разумеются ученики апостолов, которые, наподобие скотов, без рассуждения последуют за апостолами туда, куда они ведут их, принимая от них духовную пищу, как словесные овцы. И сии-то простые по нраву ученики апостолов умножались день ото дня и стали многочисленны, как засвидетельствовано о сем в книге Деяний апостолов (Деян. 2:47). Сказав о быстрых успехах проповеди евангельской, пронесенной апостолами по всем странам, псалмопевец говорит далее и об искушениях и гонениях, постигших первобытную Церковь христианскую. Умалишася и озлобишася, говорит, т.е. многие тысячи из первенствующих христиан в разных странах умерщвлены были гонителями христиан, посредством различных терзаний и мучений за имя Христово. Они пострадали от скорбей, искушений и болезней, которые претерпели от гонителей при расхищении имения их, при различных биениях и терзаниях и от нанесения бесчисленных бедствий. Далее говорит об уничижении, которому, по суду Божию, подверглись те князи, цари и правители, под властию которых состояли первенствующие христиане и от которых последние претерпевали гонение. Выражение облазни я в подстрочном примечании славянской Библии заменено словами: «заблуждати сотвори». Это значит, что Бог попустил тем князьям и правителям, которые преследовали первых христиан, блуждать по непроходному, неровному и утесистому пути, т.е. заблуждать в нечестивых и пагубных учениях обмана и идолослужения. Народу же христианскому, бедствовавшему от нищеты и скудости, которую он предпочитал всему ради Христа, Господь Бог помогал, и в их отдельные общества, т.е. находящиеся в разных местах отдельные Церкви, принял как овцы отечествия, под Свое покровительство, как членов Единой Церкви Своей, овец единого стада (Ин. 10:16). С таким объяснением вполне согласны и слова дополнительные, означенные в подстрочном примечании к стиху 41, а именно: и снабди и, яко овцы отечествия Его.

Объяснение священной книги псалмов.