Толкования на Пс. 106:39

Свт. Афанасий Великий

И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни

И умалишася, т. е. принадлежащие к народу древнему.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни

Пророк в продолжении слова излагает краткую перечень всего сказанного. Ибо, многими чертами изобразив страдания и представив взору Божии благодеяния, теперь заключив то же в краткую речь, снова повторяет в слове, когда говорит: «и умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни», «умалением» означая маловажность и совершающееся с высоты и величия низведение до низости; ибо малое по понятию означает самое маловажное; а под озлоблением разумеет освоение с злом. «Скорбию» же и «болезнию» везде называет конечную утрату благ, как в другом псалме описывает подобное сему, говоря: «объята мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох» (Пс. 114:3). «Болезнями смертными» и «бедами» назвав грехи, указывает и предел, к которому окончательно приводит свойство греха, и который есть не иное что, как скорбь и болезнь. Так Евангелие словом: «плачь и скрежет зубом» (Мф. 24:51) означает то же самое.

О надписании псалмов.

Свт. Иоанн Златоуст

И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни

Итак, эти, говорит пророк, некогда обитав­шие в безводной пустыни, уверовавши, удостоились столь великого процветания и благословения; те же, которые прежде наслаждались струями пророков, будучи затем лишены их за свою злобу и оставшись совершенно пустынными и бесплодными, подверглись различным несчастьям и были рассеяны по всей вселенной, так что их отече­ственный город, некогда многолюдный, теперь населяется немногими.

Беседа на псалом 106.

Блж. Феодорит Кирский

И умалишася и озлобишася от спорби зол и болезни

А сие значит: населявшие древле пустыню и безводную, уверовав, насладились столь великим благословением и обилием; а пользовавшиеся древле орошением пророческих рек, а потом лишившиеся онаго за лукавство сердца, и оставшиеся совершенно пустыми и безплодными, подпали всякаго рода бедствиям, и разсеяны по целой вселенной, так что в многолюдной столице их живут не многие.

Евфимий Зигабен

И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни

Давид, сказав прежде пророчество об успехе и умножении церкви Христовой, здесь пророчествует теперь об искушениях и гонениях, имевших, по словам Исихия, приключиться ей. Уменьшились, говорит, христиане, поскольку многие тысячи из них умерщвлены гонителями посредством различных терзаний и мучений за имя Христово. Они пострадали от скорбей и искушений и болезней, которые испытали от гонителей при расхищении имения их, гонений, биений и нанесения им бесчисленных бедствий.

По словам Феодорита, Афанасия и Евсевия, сие сказывается об иудеях, т. е. что множество Иудейского народа пришло в такую скудость благ, что немногие и малочисленные из них находились, по благословению Божию, счастливы; а начальствующие их, т. е. книжники и фарисеи покрывались стыдом, быв преданы уничижению. Ибо те, которые некогда были знамениты и славны, совершенно сделались бесславными.

Лопухин А.П.

Ст. 39-43 И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни: излияся уничижение на князи их, и облазни я по непроходней, а не по пути. И поможе убогу от нищеты и положи яко овцы отечествия. Узрят правии и возвеселятся, и всякое беззаконие заградит уста своя. Кто премудр и сохранит сия? и уразумеют милости Господни

Прежние поработители, т. е. вавилоняне гибнут, а праведник, т. е. еврейский народ, восстановляется. Во всей этой истории пленения и изведения из плена ясно видна рука Господа, покровительствующего благочестивым, поэтому при наблюдении за ходом исторических событий как из жизни евреев, так и современных языческих монархий, праведник радуется, а нечестивый молчит, и кто мудр, тот не может не видеть здесь проявлений Божественной милости.

Прот. Григорий Разумовский

И умалишася и озлобишася от скорби зол и болезни

См. Толкование на Пс. 106:38