Толкования на Пс. 107:8

Свт. Афанасий Великий

Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю сикиму, и удоль селений размерю

Вознесуся и разделю Сикиму. Что у иудеев было лучшего и превосходнейшего, то с радостью обещает разделить и размерить в наследие язычникам. Ибо как добрый отец радуется, приемля и приобретая многих сынов. Говорит же это иносказательно и загадочно. В юдоли языческой находился этот город, называемый Сихемом или Сикимой. Здесь поселился с детьми Иаков, вышедши из Месопотамии. Здесь Эммор, сын Сихема, полюбив Дину, дочь Иакова, похитил и растлил ее.

Сыны Иаковлевы пришли и предали смерти его и весь народ его. Таким образом Сикима, удоль селений, сделалась владением патриарха. Почему Иаков, при разделе земли детям, город сей, как лучший участок, отделил Иосифу, потому что он по молодости лет, не участвовал с братьями в убийстве. Поэтому-то и дает обетование разделить и размерить, чтобы уразумел ты в этом иносказании, что превосходнейшее наследие нового Иосифа — Христа уделяется язычникам.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю сикиму, и удоль селений размерю

Пророк получил то, о чем просил: так как он сказал «вознесись», то Господь отвечает ему: «превознесусь», и потом указывает – ка­ким образом: «разделю Сихем». Сихем – это город, данный Иосифу по предварительному решению. Но и долину, бывшую прежде пустыней и потом принявшую селения небесных пастырей, Я наполню (говорит Бог) жителями и устрою, чтобы она была разделена между возвратив­шимися. Этими именами пророк изображает дары Св. Духа. Он го­ворит о долине, на которой появляются палатки, очевидно – Церкви, так как здесь же, на этой долине, по действию Духа составляется собрание мысленных вод (я разумею – крещение). В другом месте Давид говорит: «и долины в обилии умножат пшеницу» (Пс.64:14); и действи­тельно, плод нашего спасения умножается в водах крещения. Си­хима же в переводе значит – плечо, то есть возвышение, преиму­щество, потому что в этом значении употребляется слово «плечо» в Священном Писании; например о Сауле сказано: «и был от плеч своих выше всего народа» (1Цар.10:23). Что же выше Духа? Или что превос­ходнее Его даров, которые Христос, будучи вознесен, разделяет, а вместе, конечно, и измеряет, то есть, дает в меру? «Каждому дается проявление Духа на пользу» (1Кор.12:7).

Беседа на псалом 107.

Блж. Феодорит Кирский

Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю сикиму, и удоль селений размерю

«Бог возглагола во Святем Своем», то есть, благодатию всесвятаго Духа.

«Вознесуся и разделю Сикиму, и удоль селений размерю». Чего просил Пророк, то и последовало. По елику сказал: «вознесися на небеса Боже»; то Владыко ответствует, говоря: «вознесуся»; потом показывает и способ: «разделю Сикиму»; а это – город по преимуществу данный Иосифу. Но и «удоль» бывшую пустыню, на которой были кущи пастухов, по прежнему наполню обитателями, сделаю, что разделена будет возвратившимся.

Евфимий Зигабен

Ст. 8-14 Бог возглагола во святем своем: вознесуся и разделю Сикиму и удоль селений размерю. Мой есть Галаад и мой есть Манассий и Ефрем заступление главы моея. Иуда царь мой, Моав коноб (котел) упования Моего; на Идумею наложу сапог мой. Мне иноплеменницы покоришася. Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи? Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших. Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо. О Бозе сотворим силу, и той уничижит враги наши

Все сии слова также написаны в 59-м псалме. Посему изъяснение их можешь найти там. Хотя они несколько и различаются в словах, но мысли содержат одни и те же. Не удивляйся, читатель, тому, что Давид многократно пишет одни и те же слова в различных псалмах. Поскольку это свойственно еврейскому языку и особенно божественным пророкам—сказывать, или повторять одно и то же для большого вразумления слушателей.