Толкования на Пс. 108:4

Свт. Афанасий Великий

Ст. 4-5 Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся: и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое

Есть слова любви, есть слова ненависти, и слова не выражающие ни того, ни другого, Иуда льстил, как Учителю, и, по-видимому, домогался обманом предать Учителя.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся

Видишь ли сильную злобу? Видишь ли коварный замысел? Видишь ли злоумышленников? Бога особенно прогневляет и то, когда грешник делает зло с намерением, с умыслом и с великим усилием. Иное, когда кто пал по увлечению и обольщению; иное, когда кто, совершая зло, делает как бы дело; иное, – и это величайшее преступление, – когда злоумышляют против того, кто сам не злоумышляет. Сказав: «вместо того, чтобы любить меня», псалмопевец выражает не что иное, как то, что благодетелю, который достоин любви, которому следовало воз­давать добром, они воздавали противным тому. «А я молился». Видишь ли любомудрие? Видишь ли смирение? Видишь ли кро­тость? Видишь ли благоговение души? Я не вооружался, говорит он, не вступал в борьбу, но прибегал к Тебе, при­зывал Твою помощь и Твое содействие, – это сильнейшее ору­жие и непобедимое заступление.

Беседы на псалмы. На псалом 108.

Прп. Варсонофий Великий

Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся

Брат! Оные помыслы и бесы злобно смущают тебя против аввы твоего, по злой своей хитрости, для того, чтобы ты возненавидел любящего тебя и оскорбил того, который желает сохранить тебя, как свою собственную душу, и чтобы исполнить на тебе сказанное: вместо еже любити мя оболгаху мяИ положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 233.

Блж. Феодорит Кирский

Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся

См. Толкование на Пс. 108:1

Евфимий Зигабен

Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся

Иудеи, говорит, в то время, когда бы надлежало любить Меня, как благодетельствовавшего им и словом и делом, совершенно напротив того клеветали и лгали на Меня, называя обманщиком, беззаконным, и богопротивником. Но Я не помнил им зла; напротив того Я молился о них; так Господь положил и нам закон в Евангелии—молиться за врагов и оскорбляющих нас, чем бы то ни было. Или Я молился, призывая помощь Твою, Отец мой. Ибо святые Евангелисты повествуют, что Господь различно и часто молился Отцу.

Исихия и Евсевия: Надлежало Его любить, как благодетеля и врача не только тел, но душ; а они составляли на Него клеветы и лгали на Него пред Пилатом.

Еп. Ириней (Орда)

Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся

Это необходимо, так как враги в своей клевете дошли до крайности и так как они псалмопевцу, – у которого нет другого оружия кроме молитвы, – вместо любви оказывают только ненависть. Вместо еже любити мя – за то, что я их люблю, а не: вместо того, чтобы им (как бы следовало) любить меня. Аз же моляхся, – а я ничего не могу делать, как только молиться.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 Вместо еже любити мя, оболгаху мя, аз же моляхся: и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое

Пусть никто не говорит, что Давид, изъявляя ненависть против врагов своих, выражает грозные прещения на них от Бога и разные зложелательства, как бы лично от себя. Известны его кротость, его снисхождение и любовь, которыми он воздавал врагам за их лживые и коварные поступки против него. Я делал для них все, как так бы говорит он, чего требовали от меня совесть моя и воля Божия, а «они за любовь мою враждуют на меня, а я молюсь. Воздают мне за добро злом, за любовь мою ненавистью» (пер. с евр.). Давид не только пророчествует здесь о Христе Спасителе, но и является прообразом Его, принимая на себя те нравственные страдания, какие Иисус Христос претерпел от Своих врагов. Он не только терпит клеветы и разные страдания, но и молится за своих врагов, как впоследствии Спаситель молился за Своих врагов (Лк. 23:34).

Объяснение священной книги псалмов.