Толкования на Пс. 108:26

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 26-27 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей: и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю

Он прибегает к непобедимой помощи и непреодолимой защите: «помоги мне, говорит, Господи, Боже мой, и спаси меня по милости Твоей. И да уразумеют, что такова рука Твоя и Ты, Господи, соделал это». Что значит: «что такова рука Твоя»? Твоя помощь, Твоя защита. Я хочу не только спастись, но так, чтобы и они знали, Кем я спа­сен, дабы иметь мне двойной трофей, двойной венец, высшую славу.

Беседы на псалмы. На псалом 108.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей

Когда обращаешься к Богу с молитвою, сознай прежде свою бедность и ничтожество.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 26-27 Помози Ми Господи Боже Мой, и спаси Мя по милости Твоей: И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты Господи сотворил еси ю

Пусть дознают, говорит, что предали Меня распятию не против Моей воли; но сие было делом Твоего домостроительства; потому что угодно было Тебе страданием Моим даровать людям избавление от страданий. «Рукою» же называет Божию действенность.

Евфимий Зигабен

Ст. 26-27 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. И да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еcи ю

Как Господь страдал, как человек, так и молится здесь Богу, как человек, где выражение: по милости Твоей, должно принимать за: милостию Твоею, или как милостивый. Пусть, говорит, познают, Господи, иудеи, что сия помощь есть помощь от Тебя, т. е. Твоя это помощь и заступление, которое Ты оказал мне, помогши мне, как возлюбленному своему Сыну; и не презрев Меня, как богопротивника, как ложно они называют Меня.

Того же Максима: Бог называется Господом упражняющихся в деятельной добродетели, как находящихся еще в числе подчиненных, а Богом—подвизающихся в созерцательном любомудрии, как достигших основательного разумения существ. Итак, кто почувствовал естественную немощь, тот хотя и успевает в добродетели, молится, чтобы Бог содействовал ему. Далее милость Бога и Отца есть пришествие Единородного к человеку во плоти, Который, приготовив Себя в цену и выкуп за нас, спас человеческую природу даром, хотя она ничего не привнесла от себя. В отношении к сему-то таинству молится о спасении тот, кто проникнул, что невозможно получить спасение без очищения истинного (чрез Господа). Исихия: Почитает Его своею помощью, спасением нашим, как посредник наш и сделавшийся архиереем пред Отцем, почему и называет Отца своего Господом и Богом, что прилично нашему лицу; ибо принимать на себя лица тех, за которых священнодействует и ходатайствует, свойственно посреднику и священноначальнику.

Изъяснение божественного Максима в нравственном отношении: Думаю, что рукою Божиею называет Божию силу, которую Господь сотворил с праведником, избавив его от зла и спасши Его чрез добродетели, почему сей праведник желает, чтобы нечистые бесы, познав сию руку, удалились от прежних поношений на него, видя, что милостью Божиею подано Ему избавление и спасение. Афанасия: Рукою здесь называет то дейcтвие, по которому воскресил Себя из мертвых. А Исихий рукою называет устроение креста и воскресения. Ибо как великие чудеса именует перстом: то прилично по сравнению с тем, что сказано, рукою называет величайшее чудо креста и воскресения.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 26–29 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей: и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Да облекутся оболгающии мя в срамоту и одеждутся яко одеждою студом своим

Показавши, что ему отовсюду тесно, псалмопевец повторяет свою молитву о помощи и спасении, находя в едином Боге непреодолимую защиту, непобедимую помощь (ст. 26). Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. Притом, как говорит св. Иоанн Златоуст, «он хочет не только спастись, но так, чтобы и они (враги его) знали, Кем он спасен, чтобы иметь ему двойной трофей, двойной венец, высшую славу» [5, с 280].

И да разумеют («да познают», ст. 27), яко рука Твоя сия, по переводу с еврейского: «что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». Твоя рука здесь значит то же, что «Твоя помощь, Твоя защита». По словам св. Афанасия Александрийского, руками называет здесь дела, какие совершил (Спаситель), воскресив Себя из мертвых. Пусть они проклинают его, говорит пророк, ему от сего не будет никакого вреда, когда Сам Бог будет благословлять его.

Прокленут тии, и Ты благословиши, т.е. они проклинают, а Ты благослови. Востающии на мя да постыдятся, по переводу с еврейского: «они восстают, но да будут постыжены, раб же Твой да возрадуется». По словам св. Афанасия Александрийского, в словах: возстающии на мя да постыдятся, – заключается пророчество об иудеях, «ибо все они постыжены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного», по слову пророка (Ос. 3:4) [3, с 350]. А словами: раб же Твой возвеселится, – сказано о Христе, как и апостол Павел говорит: «себе умалил, зрак раба приим» (Флп. 2:7). И Сам Спаситель сказал о себе, «сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити» (Мф. 20:28). В конце псалма молитва псалмопевца заменяется полною надеждою и всецелою уверенностью, что враги его будут посрамлены, а он будет спасен и прославлен. «Да облекутся, – говорит он, – противники мои бесчестием и, как одеждою, покроются стыдом своим» (ст. 29, пер. с евр.).

Объяснение священной книги псалмов.