Толкования на Пс. 108:28

Свт. Афанасий Великий

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на Мя да постыдятся. Ибо все постыждены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного, по слову пророка (Ос. 3,4). Раб же Твой возвеселится. И это не заставляет нас принимать изречение это в ином предположении, потому что Павел говорит: Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 2,7), и Исаия: тако глаголет Господь, создавый Мя от чрева раба Себе (Ис. 49,5). И Сам Он говорит в Евангелии: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити (Мф. 20,28).

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится

Здесь он научает слушателя любомудрию; показывает, что хотя бы люди предавали праведника бесчисленным проклятиям, от них не будет ему никакого вреда, потому что Бог благословляет его, а на них же самих обратится стыд и бесчестие. «Раб Твой возвеселится».

Хорошо сказал он: «возвеселится», выражая, что эта радость оттуда же, откуда подаются блага; ничто, говорит, прискорбное уже не может смутить меня, когда у меня будет пребывать радость, происходящая от Тебя.

Беседы на псалмы. На псалом 108.

Блж. Феодорит Кирский

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится

«Прокленут тии, и Ты благословиши», Иудеи и до сего дня продолжают хулить Спасителя, но при их хулениях проповедь с каждым днем делается славнее.

«Востающии на Мя да постыдятся, Раб же Твой возвеселится». И сие изречение не принуждает нас принимать псалом сей в ином звачении. Ибо слышим, что и божественный Павел говорит: «Себе умалил, зрак раба приим» (Флп.2:7); и Сам, устами Исаии взывая, говорит так: «Создавый Мя от чрева раба Себе» (Ис.49:5), и чрез несколько слов: положих «Тя в завет рода; во свет языком; еже быти Тебе во спасение, даже до последних земли» (Ис.49:8). И в священном Евангелии сказал: «яко же Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою избавление за многих» (Мф.20:28). Посему раб есть именование воспринятаго естества, не то означающее, что оно служебно (ибо как быть служебным естеству, соединившемуся с Богом-Словом и приявшему владычество над всем?), но показывающее, что свойственно естеству. Поэтому словом: «раб» означается здесь не достоинство, но естество.

Евфимий Зигабен

Прокленут тии, и Ты благословиши. Востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится

Богопротивные иудеи говорили: уверовал ли в Него кто из начальников или из фарисеев? Но этот народ, невежды в законе, прокляты они (Иоан. 7,48). А под проклятием разумеется и злословие. Но постыдятся те, которые восстают на Меня, или тогда когда Я восстану из гроба, или когда приду во второе пришествие; а Я возвеселюсь о спасенных посредством моего строения людях.

Слова Феодорита: И по ныне употребляют иудеи злословие против долготерпеливого Спасителя; но не смотря на их злословие, проповедь ежедневно становится известнее и блага чрез благословение изливаются на все народы. Нравственное изъяснение Святого Максима: Злые бесы всегда проклинают праведников, выставляя в поношение им прежде учиненные ими грехи, для раздражения их, предполагая в них другие, худшие тех. А Бог благословляет, или утешая дух болезнующий добродетелями, уже приобретенными ими, или указывая способы к другим высшим добродетелям, и подавая в произведение их и от себя силу, или даруя дар премудрости и более таинственного знания и превозмогая в них отчаяние по причине прежних и умножая приращение вторых. Опять говорит: демоны восстают на всякого праведника, во первых ведя с ними брань чрез произвольные раздражения воли и увлекая к нечистым удовольствиям. А когда испытают неудачу в сем, тогда со всех сторон усиливают скорбь невольных искушений, после которой святой справедливо веселится о том, что мужественно преодолел своим воздержанием и терпением удовольствие и скорбь и соблюл в целости для Владыки добродетель, чрез то и другое испытанную. Златоуст: Сими словами научает некоему высочайшему любомудрию, что хотя бы осыпали нас бесчисленными проклятиями, при благословении Божием никакого вреда не бывает от них; но стыд и поношение обратится на него (на них). А рабом, по словам Феодорита, здесь называется Господь, как и Павел сказал: но истощил Самого Себя, приняв образ раба; и чрез Исаию вопиет: Создавший меня рабом себе от чрева (Исаии 49,6); и Сам говорит: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить. Итак, принятая Им природа названа рабом, не потому что она раболепна; ибо как может быть таковою та природа, которая соединена с Богом—Словом и получила владычество над всем? Но для того, чтобы оно было свойство сей природы. Посему имя раба здесь не означает качества, но природу. А Исихий проклятием здесь называет крест. Поелику в законе было написано: проклят всяк, висящий на дереве (Вт. 21,23); то посему они и требовали, чтоб Он был убит не иначе, как крестом, чтобы написанным в законе проклятием тем более обесчестить Его. Но Отец обратил Его в благословение.

Еп. Ириней (Орда)

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится

Несомненно, Он и сделает это. Изменение проклятия врагов во благословение, обрадует его, постыдивши врагов; и за то, что Он стал на моей стороне защитником, я буду Его публично прославлять.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится

См. Толкование на Пс. 108:26