Толкования на Пс. 108:30

Свт. Афанасий Великий

Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его

Исповемся Господеви зело усты Моими. Исповедание выражает благодарность, какую приносит Сын устами народов. И посреде многих восхвалю Его. Ибо устами Церкви восхваляет Отца.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 30-31 Исповемся Господеви зело усты моими и посреде многих восхвалю Его: яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою

В воздаяние за все это он воссылает Богу славословие, благодарение, хвалу, воз­вещает пред всеми дела Его, становится среди всех пропо­ведником дарованных ему благ. Это и есть жертва, это – приношение, чтобы хранить всегда в памяти благодеяния Божии, напечатлевать их в уме, проповедовать устами, делать мно­гих слушателями благодеяний Его. Таким образом, и приняв­ший благодеяние, получит воздаяние за благодарность свою и удостоится от Бога еще большей милости, и слушающие сде­лаются более ревностными от случившегося с другими, и благодеяние, оказанное другим, сделается для них величайшим побуждением к преуспеянию в добродетели.

Беседы на псалмы. На псалом 108.

Блж. Феодорит Кирский

Исповемся Господеви зело усты Моими, и посреде многих восхвалю Его

Владыка Христос называется главою Церкви, а церковный собор нарицается телом Его; и песнопение Церкви Господь именует собственным Своим песнопением.

Евфимий Зигабен

Исповемся (с благодарением) Господеви зело усты моими. И посреде многих восхвалю Его

Я, говорит, как человек, буду благодарить Бога, как моего Спасителя и Избавителя и среди многих буду песнословить Ему. И действительно Христос, как человек, благодарит и славословит Бога среди многих людей, когда читается святое Евангелие в церкви, посредством которого Он славит Бога и Отца.

По словам святого Максима: Весьма исповедуется Господу своими устами тот, кто от всей души и силы приносит Богу за дарованное Ему совершенное очищение словесное ходатайство (прошение) и воздает за благодеяние благодарение. Ибо исповедание есть выражение благодарности за данные от Бога праведнику блага; уста суть явное действие разумной силы; а хваление есть слово, состоящее из похвал и показывающее находящиеся в ком-либо и отличающие его пред другими совершенства. Итак, праведник хвалит по силе и делом и словом Бога, показывая многим превосходную силу Его. Ибо не все имеют познание, но только очищающиеся для сего.Исихий устами Христовыми называет церковь, которой Он есть глава, ибо чрез нее Он обещается исповедоваться Отцу.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 30–31 Исповемся Господеви зело усты моими и посреде многих восхвалю его: яко предста одесную убогаго, еже спасти от гонящих душу мою

В полной уверенности, что Господь Бог услышал молитву пророка, и помощь Божия близка к нему, он уже не страшится врагов своих и потому в избытке радости выражает готовность свою и обещание торжественно прославлять Господа Спасителя своего в собрании великом, исповедать, что Он есть Помощник и Защитник беспомощным, невинно гонимым: Исповемся Господу зело усты моими по переводу с еврейского: «и я громко буду устами моими славить Господа и среди множества прославлять Его, ибо Он стоит одесную бедного, чтобы спасти его от судящих душу его». Блж. Феодорит, в изъяснение изречения последнего стиха, говорит следующее: «Божество Спасителя, лично и нераздельно соединенное с человечеством, допуская страдать последнему для спасения людей, но оно же предстало, т.е. спасло человечество, воскресив из мертвых и даровав ему бессмертие, нетление и славу» [6, с. 536]. Сходство с изречениями стиха 30 есть и в других псалмах, как например, Пс. 21:26, 39:10.

Объяснение священной книги псалмов.