Толкования на Пс. 113:17

Свт. Афанасий Великий

Ст. 17, 19 Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть

Дом Израилев упова на Господа. Это говорят язычники; т. е. как древле спасал Бог веровавшего Израиля, так и ныне спасет язычников. Ибо боящиися Господа суть язычники, потому что, по устранении дома Израилева, т. е. целого народа, и дома Ааронова и дома Левиина, кому иному быть боящимися Господа, как не народу из язычников?

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 17-19 Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть

Этими словами он изображает силу Божию и несравненное превосход­ство Его пред всеми. Описывая дела, совершенные между иудеями, он показал двоякое, или троякое благодеяние Божие: во-первых, то, что Он избавил их от бесов; во-вторых, то, что сообщил им познание о Самом Себе; в-третьих, то, что даровал им помощь Свою.

Теперь он говорит раздельно, об Израиле, о священни­ческом роде и о приходящих к Нему из язычников, потому что священник и мирянин не равны между собою, но первый имеет некоторое преимущество; поэтому он справедливо и делает разделение. Действительно, священникам предоставлена была большая честь.

Беседы на псалмы. На псалом 113.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 17-18 Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть

Они от поклонения идолам получили вред, а не пользу; а дом Израилев, приобретя упование на сущаго Бога, всегда пользуется промышлением Его. Раздельно же Пророк сделал сие упоминание, воздавая сим честь священству, и научая живших тогда, какое отличие имеют священники пред прочими.

Евфимий Зигабен

Ст. 17-19 Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть

Мы, говорит, иyдеи не уповали напрасно на Господа, потому что Господь помогает нам и защищает нас. Здесь разделяет иудеев на простой народ израильский, на священнический род и на пришельцев, т. е. приходящих из язычников к богопочтению законному; и домом израильским называет простых израильтян, которых, поставляет на первом месте по множеству их; домом Аарона именует священнический род, так как Аарон прежде всех ветхозаветных священников священствовал и был корнем позднейших иереев; наконец боящимися Господа называет пришлецов из язычников, как пришедших к вере иудейской, и посему, по словам Афанасия, боявшихся Господа.

Златословесного: В речи сей различает Израиля от священнического рода и приходящих к Нему. Ибо не одно и то же священник и простолюдин, но первый имеет преимущество пред последним. Дидима: Всякий из числа проницательных, как имеющий ум, зрящий Бога, есть дом Израиля, как составляющий церковь Бога живого. Феодорита: Здесь показывают, что и тот, кто не имеет сана священства, и не принадлежит к родству Израильтян, но украшается по своей тщательности в добродетели страхом Божиим, воспользуется попечением Божиим наравне со всеми.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 17-19 Дом Израилев упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: Помощник и Защититель им есть. Боящиися Господа уповаша на Господа: Помощник и Защититель им есть

Пусть же и язычники, делающие себе идолов и надеющиеся на них, будут так же бессильны, как их боги, в своих замыслах против Израиля, который – в совершенную им противоположность – всю свою надежду полагает на Господа, признает и почитает в Нем единственного своего Помощника. Дом Израилев – весь народ как общество; дом Аарон – священники и левиты; боящиеся Господа – прозелиты (Деян. 10:2,13:16); по другим – весь народ, или же – почитатели Бога между язычниками.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 17–21 Дом Израилев упова на Господа: помощник и защититель им есть. Дом Ааронь упова на Господа: помощник и защититель им есть. Боящийся Господа уповаша на Господа: помощник и защититель им есть. Господь помянув ны благословил есть нас: благословил есть дом Израилев, благословил есть дом Ааронь, благословил есть боящыяся Господа, малыя с великими

Здесь пророк показывает различие между людьми, с одной стороны, верующими и уповающими на Господа, и с другой – людьми не знающими Бога, не имеющими страха Божия и упования на Господа, к каковым причисляет всех поклонников и почитателей идолов, о которых сказано выше. Указывая на первых, он распределяет их на три разряда, относя к первому весь народ израильский, по множеству его, ко второму – целое колено из сего народа, священническое, или левитское, и к третьему – всех боящихся Господа, к которым принадлежали, кроме потомков Авраама, и некоторые пришельцы из других народов, в числе коих обыкновенно полагается Иов и друзья его, также Неема Сириянин и другие, так называемые прозелиты, каковым во времена апостолов был Корнилий сотник (Деян. 10). «Таковых, – говорит блж. Феодорит, – много было и древле у иудеев» [6, с. 554].

Дом Израилев уповал на Господа; и Господь стал ему помощником и защитителем в делах eго. В переводе с еврейского вместо прошедшего времени «уповал», поставлен совет, или повеление, – «уповай», и потому выражено так «Дом Израилев! уповай на Господа. Он – наша помощь и щит. Дом Ааронов! уповай на Господа: Он – наша помощь и щит. Боящиеся Господа! уповайте на Господа: Он – наша помощь и щит». Господь не забывает никого из боящихся и уповающих на милость Его и всех их награждает Своим благословением. Господь, помянув ны, благословил есть нас. По переводу с еврейского: «Господь помнит нас, благословляет (нас), благословляет дом Израилев, благословляет дом Ааронов; благословяет боящихся Господа, малых с великими». Говоря о благословении, пророк разделил народ, как и прежде, на три части, причем о малых с великими говорит вообще, разумея не только по возрасту и летам жизни, но и по богатству и бедности, по свободе и рабству и прочим отношениям. Благословил, по словам Златоуста, значит «даровал бесчисленные блага». А малыя с великими, по изъяснению блж. Феодорита, значит «благословил юных и старых, богатых и бедных, свободных и принужденных влачить иго рабства» [5, с. 334; 6, с. 554].

Объяснение священной книги псалмов.