Толкования на Пс. 115:5

Свт. Василий Великий

Ст. 5-6 молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми его. Честна пред Господем смерть преподобных Его

Молитвы моя [Господеви] воздам пред всеми людьми Его.И затем поощрение слушающим, чтобы не боялись смерти: честна пред Господем смерть преподобных Его. [Этим он как бы] говорит: «Вы люди участники прекрасного состязания, не робейте перед смертью, ибо это не тление, но начало жизни, не совершенное исчезновение, но переход в славу». У людей любящих богатство, так повелось, что некоторые камешки, сверкающие разноцветным блеском, называются «честными» (драгоценными). И поистине честна пред Господем смерть преподобных Его. Если душа, проводившая чистую жизнь, свободная от плотских осквернений, не имеющая ни пятна, ни морщины, прославленная в борьбе за благочестие и стяжавшая венец праведности, сверкающий красотой многих добродетелей, предстанет Владыке и Судии всех, окажется еще более сверкающей от сияния благодати, то как же может не быть честна пред Господем смерть такого человека? Посему не будем скорбеть об исходе из этого мира мужей преподобных, но скорее [будем переживать это] как рождение и переход в иную жизнь. Ибо вход в этот мир законоположен нам необходимостью естества через бесчестие нечистоты и зловония посредством плотского рождения. Выход же и переход отсюда честен и светел, но не у всех, а у живших преподобно и праведно в здешней жизни. Честна… смерть, но не честно у людей рождение. Сеется в уничижении, восстает в славе, сеется в тлении, восстает в нетлении (1 Кор. 15:43, 42). Итак, сравни с рождением смерть и перестань оплакивать тех, кто изменился из бесчестия [в славу]. Так что умерли они не по-иудейски, став отвратительной мертвичиной, потому что за Христа смерть честной удел преподобных Его. Посему [и было] сказано священникам и назореям: прикасаяйся мертвечине его, нечист будет до вечера и да измыет ризы своя (Лев. 11:39, 40). Теперь же прикасающийся к костям мученика получает и некоторое причастие освящения той благодатью, которая обитает в теле [святого]. Итак, честна пред Господем смерть преподобных Его. Посему не предпочитайте многочестное бесчестному и не будьте сообщниками дурных, предпочитая тленную жизнь состоянию нетленному и блаженному. Не поддавайтесь страстям бесчестия, которым подпадают многие из любителей наслаждения, которые и жизненные блага, и величие души сжигают и порабощают ее, увлекая к служению плоти. Ибо где рабство, там и бесчестье. Итак, должно избегать жизни, соединенной с бесчестьем.

Ничего большего не смогу, говорит, сотворить, чем самого себя воздам Владыке.

Беседы на псалмы. Беседа на сто пятнадцатый псалом.

Свт. Иоанн Златоуст

молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его

«Обетами» он называет здесь обещания, обеты. Во время бедствий он прибегал к Богу и признавал себя должником Его, обещая Ему принести эти жертвы, если избавится от бедствий. Так как, говорит, несчастье прекра­тилось, то я совершу обеты свои Господу пред всеми людьми Его.

Беседы на псалмы. На псалом 115.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 5-6 Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его. Честна пред Господем смерть преподобных Его

А если честна пред Богом; то для кого и из преподобных не досточтима?

Евфимий Зигабен

Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его

Я, говорит, по долгу своему воздам Богу те обещания, которые небоязненно дал Ему пред множеством народа; потому что в скорости имел отойти от сей жизни.

Слова Василия: Сии, говорит, обещания испить чашу спасения я готов исполнить при свидетельстве всего народа.

Прот. Григорий Разумовский

Молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его

См. Толкование на Пс. 115:3