Толкования на Пс. 117:1

Свт. Афанасий Великий

Аллилуия. Псалом

Содержание: Народу новому, составившемуся из иудеев и язычников, преподается учение, что должно призывать единого только помощника, т. е. самовочеловечившееся Божие Слово, и во время гонения в Нем искать всякого для себя пособия — помощи, посылаемой с неба, и Ему приносить благодарения за победу, у Него просить указания путей, ведущих к добродетели, и сверх всего этого исповедаться Господу, Который именуется (Пс. 117:22) камнем, отвергнутым зиждущими, но ставшим во главу угла.

Ст. 1-2 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Израилев

Им первым повелевает начать исповедание, как первым из призванных евангельскою проповедью.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его

Пред­ставляя благодеяния Божии во вселенной и непрестанное чело­веколюбие, которое Он являет во всем, пророк призывает всех к общению в благодарности, указывая на величайшее и главное из благодеяний Его.

Беседы на псалмы. На псалом 117.

Блж. Феодорит Кирский

Аллилуия

И сию песнь приносят в дар Богу улучившие спасение. Ибо когда, по возвращении Иудеев, все соседние народы собрались вместе, завидуя прежнему их благоденствию, призвали себе на помощь и другие народы, даже варварские, но по пророчеству Иоиля, Иезекииля, Михея и Захарии ниспосланными от Бога казнями были истреблены; тогда спасенные принесли Богу сию благодарственную песнь. Поелику же в том, что было с Иудеями, преднаписано совершившееся с нами; то песнопение сие приличествует паче уверовавшим из язычников, которые, многими начальствующими и подначальными, народами и народоправителями, царями и военачальниками, быв гонимы, мучимы и терзаемы, претерпев тысячи различных смертей, оказались победителями враждуюших. И Иудеям и сим уверовавшим благодать Духа в песнопении сем предложила учение.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его

Воспойте Благаго и Подателя благ; потому что милость Его непреложна, и всегда оказывает Он милость имеюшим в ней нужду.

Евфимий Зигабен

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его

Те же слова сказал Давид и в 105-м псалме; и они там изъяснены. Исповедайтесь, говорит, пред Господом в грехах своих; потому что Он милостив и непамятозлобив к исповедующимся: и милость Его, по словам Евсевия, постоянна и непрерывна к кающимся.

Еп. Ириней (Орда)

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его

Не подлежит сомнению, что этот псалом составляет благодарственную песнь после счастливо прошедшей великой опасности. Древние толковники большею частью приписывают его Давиду, который воспел или после того, как признан был царем всеми коленами (глава угла), или же после подчинения себе языческих соседних народов. Уже бл. Феодорит и за ним многие древние экзегеты относят этот псалом к после-пленному времени, и теперь большинством признается, что он воспет при закладке Зоровавелева храма (1 Ездр. 3:10-11; ср. ст. 1-4 и ст. 22 этого Пс.) или при освящении его; ст. 19 указывает на праздник освящения (при закладке не было врат).

Этот псалом мессианский. Иудейские толковники также считали его мессианским; что и современники Иисуса Христа считали его мессианским, можно заключать из употребления, какое делал народ из этого псалма при вшествии Иисуса Христа в Иерусалим. Евреи были замечательнейшим народом только потому, что были носителями мессианских обетований, только потому, что от них должен был произойти Мессия, Которым благословятся все народы. Поэтому они могли о себе сказать, что они угловой камень, глава угла; они в течение веков, так сказать, в утробе своей (Сир. 24:13), носили Мессию, Который издавна, особенно со времени обетования Аврааму и законодательства на Синае, таинственно действовал среди них; поэтому когда Он видимо явился, то мог с полным правом применить к Себе то, что в этом псалме сказано о народе, как носителе Мессии; в Нем иудейский народ, оставаясь верующим и исполняющим волю Божию, достиг своего высшего развития. Как Израиль был преследуем язычниками и с презрением отвергнут (небрегоша), так Мессия отвергнут был иудеями, по духу язычниками; но как Израиль силою Божиею был освобожден из плена, из опасности погибели, так отверженный Мессия, Которого уже навсегда считали умершим, воскрес из мертвых. Воскресши и восседши одесную Бога, Он в полном смысле стал главою угла; соединивши камни двух рядов, иудеев и язычников (Еф. 2:14), в одно здание царства (ср. Деян. 4:11-12, Мф. 21:42-43, Еф. 2:20). Многие толковники влагают этот псалом в уста воскресшему Спасителю.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Псалом представляет еврейский народ ликующим вследствие полученной им свободы (5 ст.), освобождения от врагов (ст. 10-13) и особенно от чудесного окончания постройки, какая была завершена, несмотря на тяжелые обстоятельства (ст. 22-23). Все указанное совпадает со временем возвращения евреев из плена вавилонского и окончанием построения второго храма, по поводу освящения которого, вероятно, и написан псалом.

Ст. 1-4 Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его. Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость его. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость его. Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость его

Да славят Господа все классы и весь Израиль за Его милость

Неизвестный писатель псалма приглашает весь еврейский народ к исповеданию и воспеванию великой милости Бога, о которой говорится во всем последующем содержании.

Прот. Григорий Разумовский

Аллилуиа

Псалом сей так же, как и несколько предыдущих псалмов, надписывается словом Аллилуиа, и есть благодарственная песнь Богу после победы над врагами. Псалмопевец, по мнению некоторых, – сам царепророк Давид, а по другим, и это всего вероятнее, – один из левитов, последующих составителей псалмов, призывает всех к прославлению Господа (ст. 1–4), ибо Он помогает всем призывающим Его в нужде и ищущим у Него помощи (ст. 5–9). Многочисленные враги – язычники – окружали избавленного и угрожали ему погибелью, но упование на Бога дало ему мужество и Бог помог ему (ст. 10–18). Он входит в храм, чтобы возблагодарить Господа (ст. 19–21). Народ присоединяет при этом выражение и своей радостной благодарности за спасение презираемого врагами их отечества (ст. 22–25). Священники принимают псалмопевца с благословениями и приносят благодарственные жертвы (ст. 26–27). В заключение, – новые выражения благодарности (ст. 28–29). По изъяснению св. отцев и вообще христианских толковников, в этом псалме изображается Мессия, Который, по воскресении Своем, славословит Бога и призывает Церковь к славословию Бога, воскресившего Его от мертвых (Деян. 4:10) и спасшего от всех врагов. Он называется здесь камнем, егоже небрегоша зиждущии (ст. 22), под которым, по свидетельству Спасителя (Мф. 21:42; Мк. 12:10–11) и апостола Петра (Деян. 4:11), должно разуметь Самого Христа, преданного иудеями на смерть и воздвигнутого от мертвых силою Божией. Под днем, который сотворил Господь, дабы радоваться и веселиться в оный (ст. 24), Св. Церковь разумеет день светлого Христова воскресения. Посему псалом сей считается не только благодарственным, но и пророческим.

Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его

Такими же словами начинаются псалмы 105, 106 и 135. Ими пророк научает, чтобы все люди всегда знали и помнили, что Господь Бог есть благ, добр и милостив, что милость Его пребывает во век, и, помня это, чтобы не боялись и не стыдились, во-первых, исповедать и прославлять Его пред всеми людьми. От таких исповедников Он и Сам не отречется, как говорит Христос Спаситель в Евангелии (Мф. 10:32–33; Лк. 9:26), а кто «постыдится Меня и Моих слов, того постыдится, – говорит Он, – и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами» (Мк. 8:38). Исповедуя же благость и милость Божию, люди в то же время должны признавать себя, по грехам своим, недостойными этой милости, должны в то же время исповедать пред Богом грехи свои. Чрез такое исповедание грехов своих, люди покажут свое покаяние пред Богом, желание исправить свою жизнь и таким образом заслужить милость Божию.

Объяснение священной книги псалмов.