Толкования на Пс. 117:17

Свт. Иоанн Златоуст

Не умру, но жив буду и повем дела Господня

Опас­ности, говорит, угрожали мне смертью; но я не умру, но жив буду, т.е. такова чудодейственность Господа, что Он исхитил из уст самой смерти, предначертав, в избавлении от необы­чайных опасностей, еще прежде нового завета, образ воскре­сения. Знамение этого воскресения он дал нам еще в начале, когда преложил Еноха (Быт.5:24). Если ты не веришь, что тела могут воскреснуть, то уверься его примером. Как могло бы тело его оставаться целым столь долгое время? Не одно и тоже – восстановить разрушенный дом, или сохранить ветхий и близкий к разрушению столь долгое время. Или ты не знаешь, что Господь же сотворил и несуществовавшее? Тем более Он может воскресить. Есть для тебя и другой образ воскресения; разумею взятие Илии, который не умер даже доныне. Для Бога все удобно и легко. «У Бога не останется бессильным никакое слово», говорит Писание (Лк.1:37); «все, что захотел, сотворил», говорит пророк (Пс.113:11). Не видишь ли, как трудны для тебя дела худож­ника? Однако ты доверяешь его искусству. Почему же, доверяя искусству подобного тебе раба, ты требуешь отчета у премудрости Божией и не принимаешь верою совершаемого Им? Не крайне ли это безрассудно? «Не умру, но жив буду». Не погрешит и тот, кто будет принимать эти слова в переносном смысле. Хотя здесь сказано о воскресении, – слово: «не умру» значит, что смерть будет не в смерть, – но можно разуметь это и иначе. Не умру, говорит, другою смертью, на которую указывал Христос, когда говорил: «верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25–26).

«И поведаю дела Господни». В том и состоит жизнь, чтобы хвалить Его и всем возве­щать дела Его.

Беседы на псалмы. На псалом 117.

Блж. Феодорит Кирский

Не умру, но жив буду и повем дела Господня

См. Толкование на Пс. 117:15

Евфимий Зигабен

Не умру, но жив буду, и повем дела Господня

Итак, я, говорит, не умру от врагов, окружавших меня, как они думали; нет, напротив того они умрут и погибнут, а я буду жить и рассказывать о чудесах Божиих тем, которые не знали о них. Или говорит, что я не подвергнусь душевной смерти, но буду жить в Боге, и буду бессмертен; потому что позднейшие праведники все будут постоянно петь псалмы мои и непрестанно читать и петь их до скончания века. Или в сих словах, по словам Евсевия, содержится пророчество о будущем воскресении Давида: я, говорит, не умру так, чтобы более не восстать, но снова стану жить, по воскресении, вмести со всеми людьми, посему я буду рассказывать о делах Господа и вместе с чудесами Его и о дарованном от Него воскресении.

Слова Евсевия: Выражение: не умру, кажется, произносится страдавшими по временам от гонений со стороны врагов церкви и подвергающимися смерти благочестивыми, которые смело говорят, что они будут жить и получать прибавление жизни для того, чтоб исповедовали дела Божии пред теми, которые видели сие своими глазами. Ибо, по Златоусту, в том особенно и состоит жизнь, чтобы хвалить Его и всем возвещать чудеса и дела Его.

Лопухин А.П.

Не умру, но жив буду и повем дела Господня

См. Толкование на Пс. 117:15

Прот. Григорий Разумовский

Не умру, но жив буду и повем дела Господня

См. Толкование на Пс. 117:14