Толкования на Пс. 118:6

Свт. Иоанн Златоуст

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя

Стыд есть плод беззакония. Так и божественный апостол сказал: «какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь» (Римл.6:21)? А те, которые исполняют все заповеди Божии, в совести своей почерпают смелость. Когда это – «тогда»? Когда, согласно пророку Даниилу, пра­ведники «пробудятся… для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2). Итак, пророк просит о том, чтобы ему тогда не по­терпеть стыда. Но как достигнуть этого? Посредством внимания ко всем заповедям; нельзя одну заповедь исполнять, а другую остав­лять, потому что «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем. Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона» по апостолу Иакову (Иак.2:10–11).

Беседа на псалом 118.

Свт. Григорий Нисский

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя

Видишь, в полноте заповедей полагает Дух присутствие [Свое].

О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.

Свт. Феофан Затворник

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя

Не постыжуся – не посрамлюсь, не буду пристыжен тем, что начал и отстал, не доведя дела до конца. Что же начато? – Начато ревностное хождение во всех заповедях. Постыжается кто если или совсем перестает идти сим путем, или не все то делает, что должно. Перед кем стыд? – Пред совестью, пред Богом, пред ангелами, пред святыми на небесах и пред собором земных благоговейников, потому что живой союз со всеми ими неотлучен от сознания ревнителя доброй жизни; он чувствует себя ходящим под взором их. Потому, сколько правое хождение веселит и ободряет, столько уклонение от пути истинного постыжает при мысли о том. Внутренний стыд – от уступок страстным внушениям и влечениям; внешний – от поползновения на дела неподобные, высший – от того и другого. И не убежать от этого стыда, ибо тут совесть, от которой ни заповеди ведомой скрыть нельзя, ни дела сделанного припрятать. Не то, чтобы вследствие сего и делать все лишь с тем, дабы не ударить себя в грязь лицом; но ведь и положение ударившего себя в грязь лицом довольно срамно и не может не остерегать. Человек – творение высшего достоинства; этого он не может скрыть от себя, но это должно вести его не к тому, чтобы величаться, а к тому, чтобы держать себя по достоинству, что можно и без величания. Святой пророк говорит только, что пребуду на непостыдном пути, если буду призирать на все заповеди Твои, Господи.

Блаженный Феодорит пишет: «Плод законопреступления есть стыд. Так сказал и божественный апостол: кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдитеся? А исполняющие все Божии заповеди имеют дерзновение в совести». Святой Амвросий выводит на среду прародителей и говорит: «Молись, чтоб исполнить тебе все заповеди и не быть посрамлену. Уж был ты покрыт стыдом во Адаме и Еве; уже чувствовал себя обнаженным и спешил прикрыться листвием; уже подавлял тебя срам наготы, и ты покушался укрыться от лица Божия. Стало быть, знаешь, как тяжел стыд преступления заповеди: позаботься же ходить во всех заповедях Божиих».

Но сила стиха сего в слове – призрети. Сначала святой пророк указал возжелавшему пожить богоугодно весь путь жизни, изобразив его начало, продолжение и конец; потом снарядил его в путь, возбудив ревность и облекши благодатною силою; теперь дает ему напутственные наставления, то есть, что надо иметь, дабы пройти успешно начатый путь. На первом месте поставляет он строгое внимание; ибо призрети значит устремлять на что-либо взор, приковать его к тому. Собранное внимание – условие успеха и во всяком деле. Кто руками делает, а мыслями блуждает, тот и не скоро делает и часто ошибается; тем больше неизбежны остановки, пропуски и ошибки в нравственной деятельности, при рассеянности внимания. Вниманию много дела. Надо внимать и тому, что происходит внутри, и тому, как текут дела во вне, и тому, что миновало, и тому, что ожидается. В настоящем стихе святой пророк указывает на внимание к заповедям, внушая, что надобно вперить взор в заповеди, – и не постыдишься. Итак, прежде всего надо так настроиться, чтобы внимание исключительно было занято заповедями. Есть много дел, и человек неизбежно много делен, но не все дела одного ранга: есть дела и приделки. Приделки делаются мимоходом, а дела со всем тщанием. Пророк требует, чтобы заповеди были главным делом, а все прочее – приделком. У кого что есть главное, тот тем постоянно и занят, – ест ли, пьет ли, ходит или сидит, даже во сне то видит. Так и заповедями должно оковать все свое внимание, а прочее все иметь как мимоходное.

При этом само собою разумеется, что, вперив внимание в заповеди, надо не просто смотреть на них, а смотреться в них, как в зеркало. «В заповеди Божии, говорит блаженный Августин, – читаешь ли ты их, или в памяти воспроизводишь, – надобно смотреться, как в зеркало, по апостолу Иакову, который при этом заповедует быть не слышателями только закона, но паче творцами». Смотреться в заповеди, как в зеркало, надо для того, чтоб, увидев, каким должно быть, соответственно тому и настроивать себя. При посредстве заповедей надо вообразить норму богоугодной жизни и осуществлять ее, надо нарисовать идеал совершенства и копировать его в себе. Апостол Павел говорит: теку не на безвестное. Он ясно видел, что выйдет из его трудов, чего достигнет, и тем воодушевлялся. Это и всякому надо иметь; и всякий, верно текущий, действительно имеет это. Святой Марк Подвижник говорит, что первый наш враг есть неведение, а второй – забвение. Забываем, кто мы и каковы должны быть, и предаемся беспечности. Слышатель забывчивый, который, усмотрев лицо свое в зеркале, тотчас забывает, каков он, не сделает никакого успеха в хождении по совершенному закону свободы.

Кто, таким образом, призирает на все заповеди, тот никогда не возмечтает о себе и никогда не скажет: «довольно», а кто, вместо их, начнет всматриваться в то, что около его, тому трудно удержаться от самомнения. Впадший же в эту язву самодовольничает, останавливается, осуждает. За это отступает от него благодать; срываются, как псы с цепей, страстные позывы; беспомощный, если тут же не возвратится к покаянию и воздыханиям, предается в руки падения – и падает. Вот и постыжение. Кто призирает на заповеди показанным образом, тот до этого не дойдет, – не постыдится.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Свт. Иннокентий (Борисов)

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя

Подлинно, человек тогда только может быть приятен Богу, когда он добродетелен истинно, а истинно добродетелен он тогда, когда добродетелен весь, всегда и во всем.

Но когда же будет это вожделенное «тогда»? Где взять такой добродетели?.. Хорошо, по крайней мере, если человек хотя призирает на вся заповеди, чувствует себя обязанным ко всякому благому делу, прилагает старание быть непорочным во всех отношениях, не почитает для себя позволенным ничего, противного закону; хорошо и это! А прочее, многое еще, очень многое, соделает Сам Господь и Его благодать всемощная - для тех, которые призирают, неуклонно смотрят на все заповеди Его.

Заметки.

Блж. Феодорит Кирский

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя

Ибо плод законопреступления есть стыд. Так сказал и божественный Апостол: «кий убо тогда иместе плод, о нихже ныне стыдитеся» (Рим.6:21)? А исполняющие все Божии заповеди имеют дерзновение в совести.

Евфимий Зигабен

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми (взирая) на вся заповеди Твоя

Когда, говорит, исправятся и уравнятся пути жизни моей, как сказано выше, тогда я не постыжусь; потому что я тогда буду наблюдать за хранением всех заповедей Твоих и буду исполнять их совершенно. Или можно разуметь и иначе: тогда я не останусь в стыде, когда буду наблюдать за всеми заповедями Твоими и буду хранить их вполне: потому что презрение и одной заповеди Божией производит стыд и осуждение от Бога.

Феодорита: Плод беззакония есть стыд. Так говорит и божественный Апостол: какие же вы имели плоды тогда? Такие, каких ныне сами стыдитесь. А те, которые исполняют заповеди, получают смелость от совести, ибо к которым кто не внимателен, за тем, по словам Никиты, и стыдится. И божественный Иаков сказал: кто сохранит весь закон, и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем. А кто все соблюдет, тот не постыдится тогда, т. е. в день суда; ибо не услышит: не знаю тебя. Итак, если от Бога будут исправлены пути мои; то я буду уверен, что не совращусь и не пойду мимо пути, и не постыжусь чрез падение.

Лопухин А.П.

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди твоя

См. Толкование на Пс. 118:1

Прот. Григорий Разумовский

Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди твоя

См. Толкование на Пс. 118:1