Толкования на Пс. 118:64

Свт. Афанасий Великий

Милости Твоея, Господи, исполнь земля; оправданием Твоим научи мя

Пророчески предрекает будущее, что вся земля исполнена будет боящихся Господа. И будет это не по иной нужде, но по Твоей милости; ибо Сам милостиво сотворишь это, Себя самого предав на то, чтобы Тебе быть учителем людей.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя

На всех, говорит пророк, Ты обильно изливаешь источ­ники Своей милости: Твое солнце сияет на добрых и злых, а дождь падает на праведных и неправедных, и Ты не разражаешься гне­вом ежедневно, но долготерпишь и к разорителям чужих браков, и к оскверненным неправедно пролитою кровью, и к присвояющим себе чужое, и к оскверняющим свой язык хулою, и к другим, совершающим что-либо беззаконное. Имея столь великое человеколю­бие, удостой его и меня, Владыка, давая мне уразуметь Твои оправ­дания. Подобное говорит и пророк Исаия: «земля будет наполнена ведением Господа» (Ис.11:9). С пришествием на землю Христа нашего действительно все пределы ее наполнились Его милостью и (все люди) были научены Его учениками Его оправданиям. Имеют и другой смысл эти слова, именно, что все мы пользуемся Его милостью. В самом деле, Он дождит на праведных и грешных, долготерпит грехам нашим и удерживает свой гнев.

Беседа на псалом 118.

Свт. Феофан Затворник

Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя

И подвиги, которые несет сам в себе ревнитель добра, и помощь, какую получает он от общения с людьми богобоязненными, – сами по себе только человеческие орудия и действенны только в меру сил человеческих. Если они являются мощными к преодолению зла, то потому, что Господу угодно бывает приложить к ним Свою силу. Привлекая благодать Божию, они рассеивают зло и укрепляют в добре. Потому-то при всех их внимательная вера не останавливается на них, но, минуя их, восходит горе и, при всех трудах своих и при всем пособии от других, ожидает помощи оттуда. Вот это самое и выражает пророк в словах: оправданием Твоим научи мя. И я, говорит, обучаю себя в подвигах душевных и телесных, и другие меня учат и словом, и примером, – но и то, и другое мало надежно и мало успешно. Ты Сам, Господи, научи меня всему, и укажи, что нужно делать, и дай уменье, как делать, и силу к тому подай. Как мастер, который берет к себе неуча и, обучив его, потом пускает от себя полным знатоком своего мастерства, настоящим мастером, так и Ты, Господи, возьми меня и обучи мастерству доброделания и угождения Тебе единому. Вот о чем просит пророк! Надежду же свою на умоление Господа и на получение просимого основывает на одной благости Божией. Вся земля, говорит, исполнена милости Твоей, Господи, – я ли один буду обделен ею? Уповаю, Господи, что не лишишь Ты и меня милости Твоей. Не богатства прошу себе, не чести и славы, а ищу только – научи меня, как благоугождать Тебе, верно исполняя все заповеди Твои. Если ты питаешь и неразумное животное, то усомнюсь ли я, что напитаешь и душу мою, созданную Тобою по образу и по подобию Твоему? Милости Твоея, Господи, исполнь земля, оправданием Твоим научи мя.

В деле преспеяния духовного это ненадеяние на себя и на других и чаяние истинной помощи только от Господа есть расположение первой важности. Приступающий работать Господу обыкновенно много загадывает делать сам, и делает; но это делание не простирается далее обучения себя внешним порядкам благочестивой жизни, и много-много если на удержание греховных в душе движений, настолько, впрочем, чтоб они не проторгались в слово и дело, как, например, гнев. Но надо еще насадить добродетели в сердце, а для этого исторгнуть оттуда страсти; надо поставить ум пред Господа и всегда пребывать с Ним; надо стать и душевно, и телесно во всем святым и непорочным, как подобает готовящемуся получить Царство Небесное, куда не войдет ничто нечистое. Кто же введет все это в душу? – Никто, как Господь благодатию Своею! Усердно начавший работать Господу скоро сам научается опытно, что сам собою он ни к чему недоволен. Дальнейшие опыты утверждают его более и более в этом убеждении, и дело кончается совершенною преданностию себя и всей участи своей в волю Божию, с воплем сердечным: ими же веси судьбами, спаси мя! Такой же смысл имеют и слова пророка.

Опытные в таком делании говорят: когда страсть возбуждается и помыслы смущают душу, не борись сам, а зови Господа на помощь, и Он защитит тебя. Так это и бывает. Но как в одном случае, так и в другом, и во всяком; как в один день, так и во все, всегда и во всем ищи защиты у Господа, и Он не даст тебя в обиду врагам. Так и идет борьба со страстьми. А добродетели как вкореняются? Я, говорит апостол, насадил, Аполлос напоил, а возрастил Бог. Так было у коринфян; так бывает и со всяким. Без Мене, говорит Господь, не можете творити ничесоже. Стало быть, нечего и браться. Становись, и взывай: оправданием Твоим научи мя, Господи.

Святой Амвросий пишет: «Пророк того ради желает быть от Самого Господа научен оправданиям Божиим, что на земле трудно найти такого учителя, который ухитрился бы научать тому, чего сам не ведает. Потому-то он внутренним желанием устремляется к Тому учителю, Который один есть истинный Учитель; да и как человек может учить чему-либо истинному, когда сам он – ложь? И праведно Господь не велел кого-либо на земле нарицать своим учителем, потому что настоящий учитель один для всех. И как Давид мог бы другого искать учителя, когда сам сказал о Боге: учай человека разуму ? Учит же Бог и души просвещает, вливая в них свет ведения, когда ищут Его и отверзают уста сердца своего для принятия светлости небесной благодати. Ищите, и обрящете; толцы и в дверь Писания, и отверзется тебе, но опять не иным кем, как Богом Словом, о Котором читаешь ты в Апокалипсисе, что Он, яко Агнец, отверз книгу, запечатленную печатями».

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Блж. Феодорит Кирский

Милости Твоея Господи исполнь земля: оправданием Твоим научи мя

Пророк говорит: на всех обильно изливаешь Ты источники милости; сияешь «солнце» Твое «на злыя и благия», дождишь «на праведныя и неправедныя» (Мф.5:46), не «на всяк день» наводишь гнев (Пс.7:12), но долготерпеливым пребываешь и к тем, которые подрывают взаимное согласие супругов, обагряются неправедною кровию, или присвояют себе непринадлежащее им, или оскверняют язык хулами, и отваживаются на иное какое-либо беззаконие. Посему, оказывая так много человеколюбия, и меня, Владыка, сподоби онаго, даровав мне ведение оправданий Твоих.

Евфимий Зигабен

Милости твоея, Господи, исполнь земля: оправданием твоим научи мя

См. Толкование на Пс. 118:63

Прот. Григорий Разумовский

Милости твоея, Господи, исполнь земля: оправданием твоим научи мя

См. Толкование на Пс. 118:62