Толкования на Пс. 118:90

Свт. Афанасий Великий

В род и род истина Твоя; основал еси землю, и пребывает

В род и род истина Твоя. Два суть рода приявших истину Божию: иудейский народ, имеющий у себя Закон и пророков, и Церковь. Поэтому, истина Божия не в роды, но в род первый и в род второй. Прочее же народы пребывают в заблуждении. Но когда род первый отринул истину, и сказал: возми, возми от земли такового (Деян. 22,22); тогда истина от рода первого перешла к роду второму. Основал еси землю, и пребывает. Сею же истиною основана земля. Ибо на сем краеугольном Камне, положенном в основание, назидаются все, спасаемые на земле. Поэтому и пребывает земля, имея несокрушимую опору и надежное основание. Сия-то истина, просветив землю, сотворила день, когда воссиял на ней Бог.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

В род и род истина Твоя; основал еси землю, и пребывает

Некогда был дан закон израильтянам: они являются пер­вым родом, первым поколением; а потом нам, язычникам, был дан закон евангельский. Он-то и есть истина. Ее сохранил Ты и для рода иудейского, и для другого, явившегося вслед за тем; это говорит он о народе из язычников, получившем спасение чрез Спасителя нашего Христа.

Беседа на псалом 118.

Свт. Феофан Затворник

В род и род истина Твоя; основал еси землю, и пребывает

После указания неотступности неба от велений Божиих следовало бы указывать неотступность от тех же велений и земли; но пророк вставляет в среду одно крайне знаменательное изречение: в род и род истина Твоя. С какою мыслию?

Можно слова эти поставлять в соотношение с предыдущим стихом: против во век станет – в род и род, а истина Твоя будет стоять против – слово Твое. В таком случае они будут служить объяснением того стиха. И истина Твоя будет означать те же непреложные законы бытия неба, какие выражаются и словом: слово Твое… Смотрю на небо, и оно внушает мне, что слово Твое вовек пребывает; то же видел и предшествующий нам род, и запредшествующий. Из рода в род переходит истина непреложности учрежденных Тобою порядков на небе.

Но можно полагать, что в словах этих содержится нравственное приложение всего сказанного в первых трех стихах этого восьмистишия (89 – 91) о неизменности порядков мира физического. Указал он эту неизменность на небе, укажет и на земле: основал еси землю и пребывает. Учинением Твоим пребывает день. Следовало бы потом приложить: так в мире вещественном, но не иначе деется и в мире нравственном; и здесь – в род и род пребывает истина Божия. Рассудил же пророк поместить это не в конце, а выше, чтоб эту, по высоте небесной, высокую истину не отдалять от указания неизменности порядков Божиих на небе. Таким образом, пророк учит, что как в мире видимом неизменны положенные Богом законы бытия, так и в мире нравственном в род и род пребывает истина Божия. Какая же это истина? – И та, о которой всем поведают небеса, что есть Бог, Творец, Вседержитель, Промыслитель и Судия вселенной, Которому разумные твари должны угождать верным следованием законам, положенным в совести.

Эта истина всеми исповедуется; во всяком роде и роде она заправляет главным образом жизнию народов, и нет силы, которая могла бы заглушить голос ее. Она пребывает в род и род и пребудет во все роды и веки веков. И особенно та истина, которая сообщена людям чрез Откровение. Бог открывал волю Свою Адаму, Ною, патриархам родоначальникам избранного народа, особенно же Моисею на Синае. Но и после него не переставал Он вразумлять народ Свой чрез святых мужей, которым являлся Сам или посылал к ним ангелов Своих. Пророк Давид и сам на себе пытал такие откровения.

Но эти откровения нередко касались частных случаев. Какая же истина из откровенных пребывает в род и род? – Та, что имел прийти Избавитель и спасти род наш. Эта истина составляла душу всех откровений и всех учреждений Божиих в народе Своем. Ее принял святой Давид от предшествовавших родов и передал последующим, живописуя в богодухновенных псалмах своих имеющего прийти Избавителя так, как бы видел Его воочию. В род и род исповедуема была эта истина до святого Давида; а он провидел, что ее будут исповедовать и в последующие века также в род и род. Всякий род приемлет эту истину от предшествовавшего, передает последующему и, исповедав, что она пребывала до него в роде и роде, ручается за то, что она пребудет неизменно и во все роды после него. И нет силы, которая могла бы пресечь шествие этой истины из рода в род.

Для пророка эта истина была только чаемая, для нас же она – совершившийся факт. Но вместе с тем как скоро она совершилась, то уже перестала быть достоянием одного народа Божия, а сделалась достоянием всех народов. И, однажды утвердившись в одном известном народе, она уже пребывает из рода в род и пребудет во все роды во веки веков.

Наши толковники при этом изречении пророка преимущественно останавливаются на переходе богооткровенной истины от одного народа в достояние всех других народов. Так, блаженный Феодорит пишет: «В род и род истина Твоя. Ее сохранил Ты иудейскому роду и другому, наставшему после него. Разумеем же народ из язычников, улучивший спасение от Спасителя нашего Иисуса Христа». Святой Афанасий говорит: «Два суть рода приявших истину Божию: иудейский народ, у которого есть закон и пророки, и Церковь. Посему истина Божия не в роды, но в род первый и в род второй. Прочие же народы пребывают в заблуждении. Но когда род первый отринул истину и сказал: возми, возми от земли таковаго; тогда истина от рода первого перешла к роду второму». «Итак, заключает святой Амвросий, во всех народах царствует ложь; истина только в Церкви, ибо все верующие составляют один род. Церковь всех объединяет, и она одна обладает истиною».

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Прп. Нил Синайский

Ст. 90-91 В род и род истина твоя: основал еси землю, и пребывает. Учинением твоим пребывает день: яко всяческая работна тебе

Хвалю тебя, светлостью жизни превосходящую луну, и более того – смиренномудрствующую. Ибо всего удивительнее в земном теле видеть такую душу, которая ведет жизнь бесплотных Ангелов. Подобно сему, слышал я некогда сказанное в Писании, а именно: «основал еси землю, и пребывает. Учинением Твоим пребывает день» (Пс. 118:90-91). Ибо под «днем», говорили мне, разуметь нам должно светозарное девство, вмещающееся в смертной плоти и основанное десницею Вышнего. Но молись обо мне, непорочная невеста Царя Христа, долгим временем, неутомимыми трудами, скромностью нравов, бдениями, невысыхающими слезами и тысячами других преуспеяний приобретшая неизреченное дерзновение пред невидимым, Пречистым и Святым Женихом.

Письма на разные темы. Деве Анастасии.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 90-91 В род и род истина твоя: основал еси землю, и пребывает. Учинением твоим пребывает день: яко всяческая работна тебе

«В род и род истина Твоя». Ея сохранил Ты иудейскому роду, и другому после него наставшему. Разумеет же народ из язычников, улучивший спасение от Спасителя нашего Иисуса Христа.

«Основал еси землю, и пребывает». «Учинением Твоим пребывает день». Земле дал Ты долговечность, и она пребывает, как повелел Ты. День отделил Ты от ночи, и идут они по законам Твоим. «Яко всяческая работа Тебе». Все Тебе служит и повинуется Твоим мановениям; потому что Ты – Создатель всяческих.

Евфимий Зигабен

В род и род истина твоя: основал еси землю, и пребывает

См. Толкование на Пс. 118:89

Прот. Григорий Разумовский

В род и род истина твоя: основал еси землю, и пребывает

См. Толкование на Пс. 118:89