Толкования на Пс. 118:122

Свт. Иоанн Златоуст

Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии

Симмах: «прими меня раба твоего во благо»; Акила же и Феодотион: «поручись», то есть: я говорю истину, не лгу: поверь обещаниям Твоего раба; Сам будь поручителем моего обе­щания, что я буду стараться исполнить Твои законы. Прими, говорит, меня, Господи, и поверь рабу Твоему, и будь моим поручителем в добре, потому что я соблюдаю заповеди Твои; и да не пострадаю я от клеветы гордых.

Все те, которые не соблюдают заповедей Бо­жиих, называются гордыми согласно с изречением: «гордые до крайности преступали закон…» (Пс.118:51). «Дабы не клеветали на меня гордые». Клевета тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф, и множество других. И Господь повелевает нам молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению. Следовательно, со стороны пророка было вполне уместно выражать подобную просьбу. И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред.

Беседа на псалом 118.

Свт. Феофан Затворник

Восприими раба Твоего во благо, да не оклеветают мене гордии

Враги не всегда явно нападают и причиняют человеку обиду; нередко делают они это и скрытно. Самое обычное для этого у них средство – злословие и клевета. Распускается дурная молва, и человек невиновный видит себя всеми оставленным и терпит всякого рода неприятности. Падает в общественном мнении, падает в своем благосостоянии, затем – бедность и беда за бедою, а откуда все такое – не видно. Главным деятелем в этом случае сатана-клеветник. Он сеет между людьми клеветы, подозрения, пересуды, клевещет даже пред Богом, как, например, на Иова.

Клевета есть наичувствительнейшее зло. Против обидящих пророк говорит: не предаждь; а против клеветников: восприими, то есть возьми меня на руки, подними на такую высоту, чтобы стрелы клеветы не досягали до меня, точно как будто на земле, среди клеветников, даже и Божие ограждение не в состоянии защитить от поражения этими стрелами, пропитанными ядом.

Восприими во благо, то есть в Твое благорасположение, в Твое благоволительное внимание, так как поднятие выше того уровня, до которого могут досягать стрелы клеветы, означает не тела поднятие, а того, что противоположно клевете – поддержание доброго мнения, и даже возвышение его. У Господа Бога много средств к тому, и Он нередко являет это делом; но Ему не всегда угодно бывает отражать клевету, хотя все же Он приемлет оклеветанного во благо. Бывает это так, что, оставляя клевету в ее злом среди людей действии, Он дает оклеветываемому ощутить благоволение Свое к нему и вместе с тем благо от самой клеветы. Клевета в таком случае и не поражает сердца; стрелы ее летят мимо, или хоть приражаются, но отскакивают, не причиняя раны. Такое благо есть прямой дар Божий оклеветываемому; его не внесешь в сердце никаким напряжением воли, никакими соображениями в утешение себе.

Вот о чем молит пророк. Но основание той надежды, что он будет услышан, и здесь то же, что выше, то есть усердное работание Богу в исполнении святых Его заповедей. Потому-то и говорит он: восприими раба Твоего. Усердное работание Богу, безукоризненное свидетельство совести, – вот что дает дерзновение прибегать к заступлению Божию при клевете и что источает в сердце сладостное утешение! Невинному и богопреданному клевета причиняет не боль, а усиливает устремление умных очей его к Богу и разжигает более и более ревность оставаться верным Ему. А знающий за собою грехи бывает как будто пойман клеветою на месте преступления. Может и к нему прийти утешение, но только после немедленного и искреннего раскаяния, дающего дерзновение к Богу.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Блж. Феодорит Кирский

Восприими раба твоего во благо, да не оклеветают мене гордии

«Восприими раба Твоего во благо». А Симмах перевел: приими меня в добраго раба Тебе; Акила же и Феодотион: поручись за меня, то есть: истинствуя не лгу; верь обещанию раба Твоего; Сам будь поручителем в моем обещании, что постараюсь исполнить законы Твои.

«Да не оклеветают мене гордии». Прискорбна клевета, хотя бы и велико было воздаяние. Подпадали ей и чудный Иосиф, и тысячи других. И Господь повелевает молиться, чтобы «не внити в напасть» (Мф.14:38). Посему и Пророк не учинил ничего неприличнаго, изрекши сие прошение. Ибо особенно тяжела клевета людей высокомерных и сильных: потому что неправда, когда дано ей могущество, производит большой вред.

Евфимий Зигабен

Восприими раба Твоего во благо; да не оклеветают мене горды

Долготерпи, говорит, Господи, мне рабу Твоему для блага, то есть, чтобы чрез чистое и истинное покаяние я мог омыть скверну грехa моего; и да не оклевещут меня гордые, т. е. презрители Твоего закона, что я будто подвергаюсь бедствиям от искушений просто и по случаю, а не за грех, на который я дерзнул, или чтоб не клеветал на меня, что приношу покаяние напрасно, или что напрасно надеюсь на спасение.

Слова Феодорита: Опять здесь словом называет обещание: всегда, говорит, ожидаю от Тебя спасения и конца обещания сего. А выражение: исчезли—употребил для показания сильного желания.

Лопухин А.П.

Восприими раба твоего во благо, да не оклеветают мене гордии

См. Толкование на Пс. 118:121

Прот. Григорий Разумовский

Восприими раба твоего во благо, да не оклеветают мене гордии

Враги не всегда явно нападают и причиняют человеку обиду, нередко делают они это и скрытно. Самое обычное для этого у них средство – злословие и клевета. Главным деятелем в этом случае – сатана-клеветник. Он сеет между людьми клеветы, подозрения, пересуды, клевещет даже пред Богом, как, например, клеветал на Иова (см. Иов. 1:9–11). Клевета есть наичувствительнейшее зло. Против обидящих пророк говорит: не предаждь, а против клеветников – восприими, т.е. возьми меня на руки, подними на такую высоту, чтобы стрелы клеветы на досягали до меня; восприими во благо, т.е. в Твое благорасположение и в Твое благоволительное внимание. У Господа Бога много средств к тому, – и Он нередко являет это делом, но Ему не всегда угодно бывает отражать клевету, хотя все же Он приемлет оклеветанного во благо. Бывает это так, что, оставляя клевету с ее злом среди людей действий, Он дает оклеветываемому ощутить благоволение Свое к нему и, вместе с тем, благо от самой клеветы, о чем и молит пророк. Но основание той надежды, что он будет услышан, и здесь то же, что выше, то есть усердное работание Богу в исполнении святых Его заповедей. Потому-то и говорит он: Восприими раба Твоего. Усердное работание Богу, безукоризненное свидетельство совести, – вот что дает дерзновение прибегать к заступлению Божию при клевете и что источает в сердце сладостное утешение.

Объяснение священной книги псалмов.

См. также Толкование на Пс. 118:121