Толкования на Пс. 118:148

Свт. Иоанн Златоуст

Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим

Не только в то время, когда сон бывает наиболее приятен, но и рано утром он размышлял о божественных зако­нах. А мы, живя в бедности, свободные от всяких забот, всю ночь проводим, валяясь в постели, и даже при начале дня не воз­носим гимна Подателю благ. Итак, пророк предупреждает нас, чтобы в утреннюю пору мы поучались в словах Божиих. И Гос­подь говорил: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк.21:34). А один из пророков, оплакивая таких людей, говорил: «спит всю ночь» (Ос. 7:6).

Беседа на псалом 118.

Свт. Феофан Затворник

Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим

Рано, говорит пророк, спешу я открывать очи мои, заставляю себя просыпаться ко утру, чуть свет, затем, чтобы поучаться словесам Господним. Поучаться – читать на память или по книге слово Божие и размышлять. Блаженный Феодорит пишет: «Не только в продолжение дня, но и по утрам поучался он в Божиих законах. А мы, живя в бедности, избавленные от всех забот, проводим ночи, покоясь на ложе, и с наступлением дня не приносим песнопения Подателю благ». Святой Амвросий внушает: «Как сладостно начинать день созерцанием, например, блаженств, о которых пишется в Евангелии! Как благопоспешительно из уст Христа Господа, изрекающего сии блаженства, воспринимать возбуждения к добродетелям, какие там указываются, и полагать намерение осуществлять их в продолжение дня!» Положившему образовать себя по норме, начертанной Богом в слове Его, необходимо изучать это слово, дабы видеть, что перенимать, и научиться, как в этом успеть. Общий первообраз, каким себя следует представить, хотя и носится в умном созерцании, но такова участь помышлений наших, что, не будучи повторяемы и возочищаемы в сознании, они тускнеют, помрачаются и забываются, а чрез это теряется нить, могущая руководить в лабиринте жизни. Значит, не полагаясь на себя, надо возочищать этот первообраз, чтоб оживлять и ревность, и уменье ревновать. К тому же единую по духу жизнь надо разнообразить в ее проявлениях, чтобы не увяла живость ее. На это разноображение деяний нигде нельзя так удобно найти благопотребных внушений, как в слове Божием. Дух Божий, присущий слову Своему, отлагает, при поучении в нем, в сердце, отверстое для него, семена спасительных начинаний, которые, быв приняты сочувственно, приводятся потом в дело с соответственным усердием и среди других дел оказываются и уместными, и многоплодными.

Псалом сто восемнадцатый, истолкованный епископом Феофаном.

Блж. Феодорит Кирский

Предваристе очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим

Не только во время сладости сна, но и в продолжение утра, поучался он в Божиих законах. А мы, живя в бедности, избавленные от всяких забот, проводим ночи, покоясь на ложе, и с наступлением дня не приносим песнопения подателю благ.

Евфимий Зигабен

Предваристе, (ускоряли) очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим

Предупреждали, говорит, глаза мои день во время утреннее, чтобы мне научиться закону Твоему, Господи: ибо преждевременно и в полночь он молился, а утром рассуждал о законе Божием.

Феодорита: Давид не только во время сладкого сна, но и утром размышлял о словах Божиих, хотя был и царь. А мы и находясь в бедности и не имея никакой заботы проводим ночь, ворочаясь на одре, и даже не приносим хвалы Подателю благ с наступлением дня.

Прот. Григорий Разумовский

Предваристе, очи мои ко утру, поучитися словесем Твоим

См. Толкование на Пс. 118:147