Толкования на Пс. 121:3

Свт. Афанасий Великий

Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе

Иерусалим зиждемый яко град. В прежнее время был городом, не разбросанным там и здесь, но так застроенным, что казался одним домом, потому что здания были часты и расположены в порядке.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе

Так Бог всегда поступает. Когда мы, владея благами, не чувствуем этого, то Бог исторгает их из рук наших, чтобы то, чего не сделало обладание, сделало лишение. Тоже испы­тали и они, обнимая храм, обнимая город, воздавая великую благодарность Богу за возвращение им отечества, «строящийся Иерусалим подобен городу, которого здания соединены вместе». Другой (Симмах): «созданный, как город» (την οικοδομημένην ὼς πολιν). Т.е. по переводу семидесяти: Иерусалим будет построен, как город, – указывается на время до построения его; или, по другому перевод­чику: мы возвратились в Иерусалим, построенный, как город, – указывается на события после плена. Так как тогда во всем городе было великое запустение и развалины, башни были ниспровергнуты, стены разрушены, и только видны были остатки древнего отечества, то возвратившиеся иудеи, видя его запусте­ние, припоминают прежнее его благосостояние, превозносят его похвалами и говорят, что город столь славный и великолеп­ный, имевший церковь, начальников, царей, первосвященников, и отличавшийся великою красотою, доведен до такого жалкого состояния. А что это так, выслушай сами слова: «строящийся Иерусалим»; следовательно, тогда он еще не был горо­дом. Тоже видно и из следующих слов, которые прибав­ляет пророк: «здания соединены вместе». Здесь он говорит, что в городе здания были слитные, твердые и сплошные, что между ними не было ничего пустого, но во всех местах он был застроен часто, совершенно, слитно, так что был до плена непрерывным и связным целым. Потому другой пере­водчик (Симмах), выражал это, говорит: «имеющий связь» (συνάφεν έχουσα).

Беседы на псалмы. На псалом 121.

Прп. Нил Синайский

Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе

О духовном Иерусалиме, то есть о Церкви, написано: «ему же причастие его вкупе» (Пс. 121:3), – потому что все мы, верующие, как единое тело, единый дух, единое по нравам гражданство, сходясь вместе и связанные союзом мира и любви, единодушно причащаемся дарований Святаго Духа.

Письма на разные темы. Комиту Савурию.

Блж. Феодорит Кирский

Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе

А Симмах перевел так: Иерусалим созидаемый, как город имеющий единство; потому что теперь он пуст, имеет разсеянные домы, но снова процветет, будет непрерывно застроен, и восприимет прежния ограды.

Евфимий Зигабен

Иерусалим, зиждемый, яко град, емуже причастие его вкупе (которого участвование совокупное)

Иерусалим, описывает, сладчайшее отечество наше, ты, который построен, как настоящий, в собственном значении, город древних времен! А слова: которого участвование есть совокупное, в другом переводе заменены словами: которого соприкосновенность одного к другому, т. е. в котором (Иерусалиме) жилища и строения были, как изъясняет Златоуст, соединены одни с другими по причине множества жителей.

Евсевия: Ибо этот город не разбросан по разным местам и связь его не пресекалась, и не было дальних расстояний между многими частями его; но он был построен так, что представлялся одним домом по соприкосновенности и связи строений его одного с другим. Стивастийский под домом Божиим разумеет внутреннее состояние душ; а под Иерусалимом землю бесстрастия; далее под строением дома оного – то здание, которое составляется из различных добродетелей, коего основание есть смиpeние и духовная нищета; наконец участвование его есть участвование во свете, которое соблюдается без ущерба посредством любви и смиренномудрия. Златоуста: Иудеи, возвратясь в город и видя опустошение его, воспоминают о прежнем его благосостоянии и, произнося похвалы ему, говорят, что тот город, который был блистателен и славен и имел великое многолюдство, получил теперь такой печальный вид. Оригена: Когда у верующих одно сердце и одна душа, и члены пекутся один о другом взаимно; тогда они представляют тот Иерусалим, участвование которого есть совокупное.

Еп. Ириней (Орда)

Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе

Пораженные величественным видом города, они восклицают: «ты, Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город; но еще славнее как религиозный центр всех колен». Зиждемый, устроен, яко град, как город построен Иерусалим, а не как село или деревня; далее характеризуется и устройство его: ему же причастие его вкупе, т.е. вид которого представляет сплошной ряд домов, а не разбросан, как в деревнях. Причастие указывает на внутреннюю связь домов. Вкупе: в одно и то же целое соединяются все дома. Многие под словом причастие разумеют общение, соучастие, мирное сожительство Иерусалимского гражданства. Иные это место объясняют: Иерусалим есть город, в котором принимают участие все израильтяне, так как он есть религиозный и политический центр народа, духовное его отечество.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Сергий Терновский

Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе

Ему же причастие его вкупе. Все племена берут в нем участие. Ст. 5. Тамо седоша престолы на суде. Там жили цари и иереи; они садились на престолах и седалищах, чтобы судить людям.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Лопухин А.П.

Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе

См. Толкование на Пс. 121:2

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–5 Иерусалим зиждемый яко град, емуже причастие его вкупе. Тамо бо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню: яко тамо седоша престоли на суд, престоли в дому Давидове

Возвращавшиеся в свое отечество пленники вавилонские, еще не доходя до Иерусалима, представляют себе теперь этот город вновь созидаемым после разрушения его Навуходоносором, и как бы так его приветствуют (по переводу с еврейского): «Иерусалим, устроенный как город (а не как село или деревня. – Авт.), слитый в одно», – последними словами выражено славянское речение: емуже причастие его вкупе, т.е. вид которого представляет сплошной ряд домов, а не разбросан, как в деревнях. Причастие («participatio, участие, общение») указывает на внутреннюю связь домов. Вкупе (in id ipsum) – в одно и то же целое соединяются все дома.

Некоторые объясняют это так: Иерусалим есть город, в построении которого принимают участие все израильтяне, так как он есть религиозный и политический центр народа, духовное его отечество. Пораженные величественным (хотя только воображаемым) видом города, шедшие в него восклицают: ты Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город, но еще славнее, как религиозный центр всех колен народа израильского, где находился дом Господень. И тамо взыдоша колена Господня, – в этих словах заключается наилучшая похвала, какую только могли сделать израильтяне Иерусалиму. Это город, говорили они, «куда восходят колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне» (пер. с евр.). Туда, то есть в Иерусалим, восходили раньше (до плена) все племена Господни, – называет их Господними, как народ особенный, отличный от других народов, как подчиненный Господу. Пророк воспоминает здесь о прежнем величии и славе Иерусалима, когда туда собирались все племена (колена) три раза в год на великие праздники: Пасху, Пятидесятницу и Кущей (Исх. 23:17).

Исповедатися имени Господню – это, по словам св. Иоанна Златоуста, значит: «благодарить, совершать богослужение, молитвы, приносить дары и жертвы» [5, с. 377].

Свидением Израилевым пророк назвал, по словам блж. Феодорита, закон, ясно повелевающий собираться на месте, «которое изберет Господь Бог» (Втор. 12:5, 16:16) [6, с. 613], а по св. Иоанну Златоусту – это свидетельство промышления Божия о еврейском народе – «закон, собрания, богослужение» [5, с. 377]. Кроме сего, Иерусалим служил и политическим центром иудейской земли, как средоточие всякой правительственной и судебной власти: яко тамо седоша престолы на суд, престолы в дому Давыдове. То есть там жили цари из рода Давидова и иереи, и там стояли престолы, или скамьи, для суда, который производился царем и его представителями над домом Давидовым, или, что то же – над народом израильским. Упоминание о престолах сделано двукратно: по объяснению св. Иоанна Златоуста, первое относится к престолам архиереев и священников, а вторично престолами называются престолы царей [5, с. 377].

Объяснение священной книги псалмов.