Толкования на Пс. 122:3

Свт. Афанасий Великий

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения

Помилуй нас, Господи, помилуй нас. Повторение это выражает горячность прошения. Просим милости, не как достойные, но как подвергшиеся крайнему поношению.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения

Видишь ли сокрушенную душу? Они просят спасти их по милости, и даже не по милости заслуженной, а потому, что они потерпели великое наказание, как и Даниил говорит: «умалены, Господи, паче всех народов» (Дан.3:37). То же и они говорят в своей молитве: мы потерпели крайнее бедствие, лишились оте­чества и свободы, сделались рабами иноплеменников, жили в унижении, были изнуряемы голодом, притеснением и жаждою, подвергались оплеванию и были попираемы ногами в течение всего времени: за это прости и помилуй нас. Что значит: «премного насыщена душа наша»? Сама душа наша, говорит, ослабела и изнурилась от великих бедствий. Многие, хотя подвер­гаются бедствиям, но переносят их мужественно; а мы, гово­рит, и этого лишились; мы унываем во время бедствий, со­крушаемся. Они не пользовались надлежащим образом дарованными им преимуществами; потому Бог и исправил их противным тому, как он всегда делает. Так Адама, не употребившего на пользу пребывания в раю, Он исправил изгнанием из рая; и жену, сделавшуюся худшею от равной с мужем чести, Он сделал лучшею посредством порабощения и подчинения. Так и этих иудеев, которые от свободы и без­опасности в своем отечестве сделались худшими, необузданными и невоздержными, Он исправляет противным тому.

Беседы на псалмы. На псалом 122.

Прп. Нил Синайский

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; яко по многу исполнихомся уничижения

Видел я однажды, что настоятель сильно бил отрока, и поскольку отрок, по нежности возраста, очень боялся ударов, то после каждого удара с жалобным гласом кидался к нещадно бившему и с ласкою обнимал наносившего с гневом удары. Посему и мы, может быть, так же должны вести себя пред Богом, наказующим нас искушениями и бедствиями, или, лучше сказать, к Нему прибегать в горестном состоянии и искать отрады в Божием суде и Промысле; потому что Бог лучше нас знает, что полезно для нас. Посему будем говорить Ему словами Писания: «помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения» (Пс. 122:3), «быхом язвени весь день» (Пс. 72:14), «яко исполнися зол душа наша, и живот наш аду приближися» (Пс. 87:4). «Господи, в скорби помянухом Тя» (Ис. 26:16), «не отврати лица Твоего» от нас (Пс. 26:9); но умилосердись над нами, Владыка, преклонись на милость. «Приклони ухо Твое к молению моему» (Пс. 87:3), «воздвигни силу Твою и приди во еже спасти нас» (Пс. 79:3), когда и как угодно Тебе, единый Сильный.

Письма на разные темы. Диакону Иринею.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 3-4 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

«Помилуй нас Господи, помилуй нас». Повторение показывает горячность молитвы.

«Яко по многу исполнихомся уничижения:» «Наипаче наполнися душа наша». Просим милости, не как достойные сподобиться ея, но как соделавшиеся посрамленными.

«Поношение гобзующим и уничижение гордым» [в славянском читаем: «поношения гобзующих и уничижения гордых»]. А Симмах перевел так: насытилась душа наша тем, что наговаривают на нас изобилующие, уничижают нас гордые. Ибо печалят нас насмешки и поругания кичливых Вавилонян. А по переводу седмидесяти должно разуметь так: «поношение гобзующим и уничижение гордым», то есть, премени положение дел, Владыка, и на тех, которые ныне кичатся благополучием, в каком живут, посли наши бедствия.

Евфимий Зигабен

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; яко по многу исполнихомся уничижения

Помилуй, продолжают, помилуй, Господи, пленных нас: потому что мы насытились в продолжении многих лет (т. е. 70 лет) поношениями и ругательствами, как со стороны поработивших нас себе вавилонян, так и со стороны других, соседственных с вавилонянами народов, которые радуются бедствиям нашим и веселятся. Или и со стороны других народов, странами которых они, возвращаясь в Иерусалим, проходили. Повторение же: помилуй, по словам Феодорита, выражает душевную пламенность евреев. Посему они просят, чтобы одним часом были помилованы раньше и скорее были возвращены в свое отечество, в Иерусалим.

Того же: Видишь ли сокрушенную мысль? Просят себе спасения, по милости, притом по милости не как заслуженной, но потому, говорит, что мы испытали великое наказание и перенесли крайне жестокие поступки с нами; за сие то облегчи нас и помилуй. Заметь, что сии слова Давида приводит отчасти и пророк Исаия так: Господи! Помилуй нас, ибо мы на Тебя уповали (Исаии 33,2); посему и церковь Христова из слов Давида составила тропарь, который поют на молебнах: помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо: и проч.; а из слов Исаии, составила другой: Господи, помилуй нас: и проч.

Еп. Ириней (Орда)

Ст. 3-4 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

Помилуй, Господи, ибо мы довольно уже пострадали; пусть поношение, которое мы терпели доселе, перейдет теперь на наших гордых, роскошных мучителей. Так, действительно, могли молиться пленники, после того как страдания усмирили их и они снова начали твердо привязываться ко Господу. Другие видят в этом псалме отношение к тому, что терпели возвратившиеся из плена от самарян (ср. Неем. 4:4). Христианин может молиться таким образом во всякой нужде. Как рабы и рабыни смотрят на своих господ, ожидая от них всего, так мы с доверием и молитвою взираем к Тебе, ожидая от Тебя помощи.

Поношение гобзующим (изобилующим) стоит вне связи с предшествующим полустишием, как отдельное предложение для полноты смысла нужно дополнять его словом: да будет поношение и проч.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения

Мы ждем от Тебя помилования, так как за долгое время пребывания в плену уже насыщены презрением от надменных и гордых наших поработителей

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко помногу исполнихомся уничижения: наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

От лица всего народа израильского, усиливая свою молитву к Богу и как бы усугубляя ее, пророк не раз повторяет прошение о милости, говоря так: Помилуй нас, Господи, помилуй нас, пленных и уничиженных, мы так несчастны, так оскорблены и унижены (помногу исполнихомся уничижения) со стороны поработивших нас себе вавилонян, и не только от них, но и от соседних с ними народов, которые злорадствуют нашим бедствиям. В особенности (наипаче) много приходится нам бедствовать и терпеть оскорбления и поношения со стороны людей богатых и изобилующих (гобзующих) земными благами и потому преданных гордости (уничижения гордых). «Видишь ли, – замечает на сии слова блж. Феодорит, – сокрушенную мысль? Просят себе спасения, по милости, притом по милости, не как заслуженной, но потому, говорит, что мы испытали великое наказание и перенесли крайние жестокие поступки с нами, за сие-то облегчи нас и помилуй. Заметь, что сии слова Давида приводит отчасти и пророк Исайя: «Господи! помилуй нас, ибо мы на Тебя уповали» (Ис. 33:2); посему и Церковь Христова из слов Давида составила тропарь, который поют на молебнах: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, всякого бо…» и проч., а из слов Исайи составили другой: «Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом…» и проч. [7, с. 1011].

Объяснение священной книги псалмов.