Толкования на Пс. 122:4

Свт. Афанасий Великий

наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

См. Толкование на Пс. 122:1

Свт. Иоанн Златоуст

наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

Другой переводчик (Симмах) говорит: «много насытилась душа наша, от порицания благоденствующих, от презрения гордых» (πολλων εχοστάσθη.. έπιλαλούντων των εύθηνούντων, έξευτελζόντων των ύπερηφάνων). Третий (Акила): «поношения надменных» (του μυκτηρισμου των ύπερφερω). Четвертый (неизвестный переводчик): «унижения самих благоденствующих» (έξουδενωσεως αύτων εύθηνούντων). Они выражают одну и ту же мысль: оплакивают бед­ствия словами: «напиталась душа наша презрением»; а семьдесят толковников говорят другое, именно: чтобы все это обратилось на них, чтобы они сами испытали то же, чему подвергли нас, чтобы смирилась их гордость и надменность. Так часто и слу­чается; Бог обыкновенно делает это, смиряя высокомерных и унижая гордых, чтобы отклонить их от пути, ведущего к погибели. Нет ничего хуже гордости. Для того и бывают иску­шения и скорби, дано смертное тело и посылаются многие несча­стные обстоятельства, для того страдания и болезни, чтобы крепко обуздать душу, которая легко надмевается и доходит до гордости.

Беседы на псалмы. На псалом 122.

Блж. Феодорит Кирский

наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

См. Толкование на Пс. 122:3

Евфимий Зигабен

наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

Наипаче наполнися душа наша

Премного, говорит, и чрезмерно наполнилась и пресытилась душа наша уничижением и бесчестием со стороны вавилонян и других злых народов; почему не имеем силы переносить сие

Златословесного: Самая душа наша, говорит, обессилела, смутилась от великости зол: потому что можно терпеть много зол, и мужественно переносить; но мы потеряли и это. Ибо как они не пользовались многоразличною честью, как должно, то Бог от себя исправляет их несчастьями: это Он делает и везде. Так поступил и с Адамом: поелику райским житием не пользовались как должно, то исправил их изгнанием оттуда.

Поношения гобзующих, и уничижения гордых.

Если бы, заключает, Господи, обратилось на богатых и счастливых уничижение сие, которое делали нам несчастным и порабощенным; и если бы на гордых обратилось сие презрение и бесчестие, которое причиняли нам смиренным, чтобы не презирали несчастных и смиренных чрез свое счастье и гордость. Этот псалом приличен и всем христианам, совершающим путь, ведущий в горний Иерусалим и обезпокоеваемый видимыми и невидимыми врагами.

Симмах перевел: Насытилась душа наша поруганием уничижающих и поношением гордых. По такому то переводу сей стих имеет мысль такую, что душа наша наполнилась, когда гордые и надменные вавилоняне осмеивали и злословили нас. А по переводу Семидесяти—другую мысль, как изъясняет Феодорит: т, е. дай, Владыко, делам нашим обратный порядок и приведи наши бедствия на гордящихся ныне своею счастливою yчacтью, как изъяснил этот стих и кир—Евфимий. Ибо, по Златоусту, нет ничего хуже гордости; потому то и искушения и скорби и смерть телесная и многие другие бедствия постигают нас за cии страдания и болезни, дабы бесчисленные узды возложены были на душу легкомысленно возносящуюся и на высоту поднимающуюся. Безыменного: Поношение свойственно изобилующим мирскими вещами, а уничижение—гордым, как например, фарисею, уничижавшему мытаря.

Еп. Ириней (Орда)

наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

См. Толкование на Пс. 122:3

Прот. Григорий Разумовский

наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых

См. Толкование на Пс. 122:3