Толкования на Пс. 127:2

Свт. Иоанн Златоуст

труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет

Почему, пророк, двукратно повторяешь блаженство? Потому, что он знал великость этого блаженства, услаждался представлением его. А какое, скажи мне, будет «благо»?

Беседы на псалмы. На псалом 127.

Прп. Исидор Пелусиот

труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет

На слова: труды плодов твоих снеси.

Труды плодов твоих снеси - вот псаломское сладкопение, прилагаемое ко всякой жизни. И вы, говорит оно, заботящиеся о честности, вкусите плодов ее, будучи почтены от Бога неувядаемыми венцами. А также и вы, невоздержные и несправедливые, приимите воздаяние за худые дела.

Прп. Амвросий Оптинский

труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет

Что означают слова в 127-м псалме: Труды плодов твоих снеси?

Ответ: Слова эти означают следующее: Кто особенно, с самого начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот, в свое время, достигает плодов духа, как говорит апостол: Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).

По достижении таких плодов человек-христианин хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны, по причине благой надежды, и по причине помощи свыше от благодати Божией. И с другой стороны, кто живет худо и нерадиво, и вопреки заповедям Божиим, тот стяжавает плоды злые, то есть злые привычки и разные душевредные навыки; после чего, если и захочет обратиться к Богу и жить добродетельно, то злые привычки не дают ему полной свободы, а делают всякое к тому препятствие, и потому для такого человека труды благочестия бывают большей частью тяжелы и до времени безотрадны, по причине сомнительной надежды и по причине противодействия злых навыков.

Некоторые под словами: труды плодов твоих, — разумеют труды рук и ног. Но и такое разумение подает смысл, одинаковый с вышесказанным; то есть что человек вначале делает, и каким путем ходит, то впоследствии это или облегчает его участь, или обременяет и затрудняет, как говорит Лествичник: «Усердно приноси Христу труды юности твоей, и возрадуешься о богатстве безстрастия в старости». А нерадящие в юности воздыхают в старости своей.

Письма.

Блж. Феодорит Кирский

труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет

«Труды плодов твоих снеси». А Симмах перевел: труд рук твоих снедая. Из сего видно, что и семьдесят плодами назвали не добытое руками, но самыя руки. Сказует же Пророк: пожнешь плоды посеянных тобою добрых дел. Сие же сказал и божественный Апостол: «сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет» (2 Кор. 9:6).

«Блажен еси, и добро тебе будет». Не на словах только будешь возбуждать зависть и соделаешься славен, но на самом деле будешь благополучен.

Евфимий Зигабен

труды плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет

Труды плодов твоих снеси

Дав понятие о том, кто собственно и истинно блажен, и кто боящийся Господа, и сим поощрив народ ходить путями заповедей Божиих, Давид здесь обращает слово к боящемуся Бога и пророчествует о тех благах, которыми будет наслаждаться. Некоторые с Феодоритом и Оригеном под плодами разумели не плодополучение, но человеческие руки, выражая частью целое (так как ручная кисть, названная на греч. плодом (καρπος) есть часть целой руки от ручных пальцев до локтя), и изъясняют сии слова так, что ты, боящийся Господа, пожнешь плоды рук твоих и насладишься ими беспрепятственно. Так и Акила и Симмах перевели: труды ног твоих и труды рук твоих. А другие в сих словах предполагают употребление одного имени на место другого; поскольку труды здесь означают плоды, а плоды наоборот—труды, по мнению Никиты Стифатийского, ибо, наоборот, надобно читать: плоды трудов твоих будешь есть , а не как написано.

Другой (т. е. Никита) говорит: Cия песнь, или сей псалом может приносить пользу во всей жизни: вы, говорит, заботящиеся о честности, будете вкушать плоды ее, когда будете украшены от Бога нетленными венцами и когда невоздержные и неправедные понесут наказание за злые свои действия; ибо что кто посеет, то и пожнет; ибо соответственно трудам каждого будет воздаяние за добрые дела, хотя и большею мерою по человеколюбию Божию; потому что мерою доброю, говорит, и переполненною отсыплют вам в пазуху. Сказал сие как о земледельце, получающем то, что возделывал. А из сего видно, что и Семьдесят под плодами (καρπους) назвали не плодородие, но часть рук. Ибо как земледелец получает награду за свои труды, и ест от трудов своих; так и каждый из упражняющихся в богопочтении, по мере трудов своих, снискивает себе пищу для будущей жизни в Боге. И в другом значении можешь назвать питанием души самую добродетель; так что сами богоугодные труды питательны и увеселительны для души.

Блажен ecи, и добро тебе будет

Если, говорит, человек, боишься Бога, то ты будешь счастлив, где повторяет выше сказанное для большего утверждения слова, и хорошо тебе будет, т. е. будешь благополучен.

Толковая Псалтирь.

Прот. Григорий Разумовский

Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию своею смятет я

См. Толкование на Пс. 127:1