Толкования на Пс. 128:5

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона: да будут яко трава на здех, яже прежде восторжения изсше

Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «да будут отражены назад» (ανατραπήτωσαν). Заключает увещание молитвою, внушая бодрость слушателю и указанием на прошедшее и самою молитвою, и показывая не­справедливую причину войны; они, говорит, подняли войну по зависти и ненависти. Поэтому и восклицает: «да постыдятся и обратятся вспять все ненавидящие Сион!». Не только пусть будут побеждены, но притом – постыдно и позорно. Потом, сказав: «да будут они, как трава на кровлях», останавливается на этом подобии, сравнивая их не просто с травою, но с травою на кровлях. Хотя трава и на тучном поле скоро увядает, но он, желая сильнее выразить ничтожность противников, сравнивает их с травою на кровлях, и, таким образом, показывает их не­прочность с двух сторон – и свойством травы и свойством места. Таковы, говорит, замыслы врагов, – они не имеют ни корня, ни основания, но на короткое время кажутся цветущими, а потом обличаются и падают сами собою. Таково и благоден­ствие живущих нечестиво, такова слава житейских благ! Они лишь только являются, тотчас и исчезают, не имея ни основания, ни силы. Вот почему не должно прилепляться к ним, но представляя их скоротечность, стремиться к предметам веч­ным, непоколебимым и не подвергающимся превратности.

Беседы на псалмы. На псалом 128.

Блж. Феодорит Кирский

Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона

Да не успеют, говорит Пророк, в лукавых предприятиях, а да обратятся в бегство, ополчившиеся против Сиона.

Евфимий Зигабен

Да постыдятся и возвратятся вспять вcи ненавидящии Сиона

Это: да постыдятся и возвратятся, надобно принимать или в виде желания, вместо: желательно, чтобы постыдились и возвратились (αισχουθειησαν и αποστρεφειησαν), т. е. о, если бы были посрамлены и возненавидены Богом все те, которые ненавидят Сион; или сказывается в виде пророчества, вместо: будут постыжены; а прилично разуметь и сказывать сии слова и о новом Сионе, т. е. о Церкви Христианской.

Другой у Златоуста говорит: Да возвратятся назад. т. е., по Феодориту, да не будет удачи в злых предприятиях и да обратятся в бегство воюющие против Cиона. Слова Евсевия: Как Иерусалим не состоит (собственно) в камнях, и строениях, ни в самой земле, но благочестивая жизнь составляет оный, так и Сион. Итак, Иepyсалим значит видение мира, а Сион—место для смотрения, и первый изображает крепкие нравы, благоустроенное и тихое поведение, а второй—того, кто возшел на высоту, и смотрит выше видимого, каков был и тот, кто говорит: мы не смотрим на видимое, но на невидимое. Златословесного: Это случилось и с церковью. И как только начала составляться, непрерывно нападали на нее все—в начале цари, народы, правители злые, а потом пошли злоумышления со стороны еретиков и великая и разнообразная война восставала со всех сторон. Но ничего не могли сделать, все враждебное разрушилось, а Церковь процветает.

Лопухин А.П.

Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона

Да будут постыжены и теперь все враги мои, да обратятся они в засохшую траву и пусть не услышат благожелания успеху своего дела

«Постыдиться и обратиться назад» - не иметь успеха. Пусть и в настоящее время все преследования со стороны врагов кончатся неудачей.

Прот. Григорий Разумовский

Да постыдятся и возвратятся вспять вси ненавидящии Сиона

См. Толкование на Пс. 128:3