Толкования на Пс. 129:1

Свт. Афанасий Великий

Песнь степеней

Содержание: Одиннадцатая песнь содержит в себе молитву мучеников и учение исповедания народу новому. Явственно же проповедует очищение, которое есть Христос. Ибо о Нем сказано: и Той очищение есть о гресех наших (1 Ин. 2,2).

Ст. 1-2 Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего

Ушами у Бога представляем себе и Ангельские силы; чрез них моления наши восходят к Богу.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой

Что значит: «из глубины»? Не просто устами, не просто языком, – потому что слова льются и тогда, когда мысль блуж­дает, – но из глубины сердца, с великим усердием и рев­ностью, из самых оснований души. Таковы души скорбящих: они потрясаются всецело, в самом сердце, призывая Бога с великим сокрушением; потому и бывают услышаны. Такие молитвы имеют великую силу, не рассеиваясь и не колеблясь, хотя бы диавол нападал с великою дерзостью. Как дерево крепкое, весьма глубоко пустившее корни в землю и обхватив­шее недра ее, противостоит всякому порыву ветра, а дерево, держащееся на поверхности, колеблется при малом дуновении ветра, вырывается с корнем и падает на землю, так точно и молитвы, исходящие из недр души и имеющие корень в глубине ее, остаются крепкими и неослабными и не колеблются, хотя бы приступали бесчисленные помыслы и все полчище диа­вола; а молитвы, исходящие из рта и с языка, но не проис­ходящие из глубины души, не могут даже взойти к Богу, по беспечности молящегося, потому что малейший стук возмущает его и всякий шум отвлекает его от молитвы, – уста его изда­ют звук, но сердце пусто и ум не занят. Не так молились святые, но с такою ревностью, что преклонялось и все тело. Блаженный Илия, готовясь молиться, во-первых, искал уеди­нения; потом, положив голову между коленами и воспламенив в себе великую горячность, таким образом совершал мо­литвы (3Цар.18:42). Если хочешь видеть и прямо стоящего на молитве, то посмотри опять на него же, когда он обратился к небу и молился с таким напряжением, что низвел огонь свыше (3Цар.18:36–38). Также, когда он хотел воскресить сына вдовы, то простерся весь и совершил это воскрешение, не рассеиваясь и не зевая, подобно нам, но воспламеняясь рев­ностною молитвою.

«Из глубины (сердца) я воззвал к Тебе, Господи». Здесь пророк употребляет два выражения: «из глубины» и «воззвал», разумея под воззванием не звук голоса, а расположение души. «Господи, услышь голос мой!». Отсюда мы научаемся двум истинам: во-первых, той, что не­возможно получить чего-нибудь от Бога, если не будет долж­ного с нашей стороны; потому он наперед сказал: «из глубины… воззвал», а потом: «услышь»; во-вторых, той, что молитва напряженная и исполненная слез умиления может с великою силою преклонять Бога к принятию молитвы.

Беседы на псалмы. На псалом 129.


Сила молитвы угашала силу огненную, укрощала ярость львов, прекращала брани, отверзала врата небесные, расторгала узы смерти, прогоняла болезни, отражала нападения, спасала грады от землетрясения, отвращала и свыше несущиеся удары, и человеками готовимые наветы, и всякого вообще рода бедствия. Молитву же опять разумею не ту, которая только в устах вращается, но ту, которая исходит из глубины сердца. Ибо как дерева, глубоко в земли пустившие корни, не сваливаются и не исторгаются, какие бы сильные ветры ни нападали на них; потому что корни крепко держат их в земле: так и молитвы, из глубины сердца возсылаемыя, будучи там укоренены, безопасно простираются горе, никаким приражением помыслов не быв уклоняемы от сего направления. Почему и Пророк говорит: «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» (Пс. 129:1).

Святые отцы о молитве и трезвении.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой

И ты молись непременно из глубины души, если хочешь, чтобы Господь слышал тебя, а не поверхностно, с рассеянием.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Песнь степеней

Лик праведных приносит моление Богу; а сие подтверждает начало псалма.

Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой

«Из глубины воззвах к тебе Господи», то есть: извнутри, из самаго сердца возсылаю моление. Ибо Божественное писание обвиняет тех, которые молятся только устами; и в одном месте Пророк Иеремия говорит Богу всяческих: «близь еси Ты уст их, далече же от утроб их» (Иер.12:2); и сам Бог устами Пророка Исаии обвиняет Иудеев, говоря: «людие сии устнами почитают Мя, сердцем же далече отстоят от Мене» (Ис.29:13). А теперь молящиеся возсылают из глубины сердца.

Евфимий Зигабен

Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой

Из глубины воззвах к Тебе, Господи

Пророк Давид написал сей псалом для передачи того, каким образом, и с какою пламенностью он молился во время искушений, и какие слова произносил в молитве, и вместе учит возвратившихся из Вавилона в Иерусалим евреев подражать ему в ней во время приключающихся им искушений и уповать на Бога. Я, так начинает, воззвал к Тебе, Господи, из глубины сердца моего, а не поверхностно только устами моими: потому что молитва из глубины сердца есть самая пламенная, а произносимая одними устами и языком есть самая хладная; и только первого вида, т. е. произносимая из глубины сердца, возносит произносимые, посредством умственного слова в глубине сердца слова с напряжением и силою, и напрягает и устремляет к Богу весь ум молящегося. А молитва, производимая одним только ртом и устами, возносит к Богу одни только слабые слова молитвы без напряжения и силы, движа внешние только орудия звука. Далее воззванием здесь называет громкий голос, т. е. громкий не по силе и ударению отвне воздуха, но громкий по силе и напряжению внутренней расположенности сердца.

Слова Феодорита: Сию молитву приносит Богу лик праведных.

Златословесного: Как крепкое и пустившее далеко в глубь земли корень дерево может противиться всякому напору ветров, а держащееся на поверхности потрясается и слабым ветром; так и молитвы, когда восходят из глубины и имеют корень в самой глубине, и при появлении бесчисленных помыслов и при ополчении диавола, бывают напряженны, неослабны и непреодолимы; а исходящие только из рта и уст не стремятся в высоту и не могут взойти к Богу по причине нерадения молящегося; такового и стук останавливает и шум удаляет от молитвы, и хотя рот издает голос, но сердце праздно и ум пуст. Безыменного: В Притчах написано: вода глубокая слово в сердце мужа (Прит. 18,4), и в книги Иудифь: глубины сердца мужа не откроете, и слов разума его не постигнете (Иуд. 8,14), и Самарянка сказала: колодезь глубок, и Апостол: Дух все испытывает, и глубины Божии. Итак, поелику глубина (весьма часто) берется в хорошую сторону, то посему и пророк говорит: из глубины я воззвал к Тебе. Феодорита: Божественное Писание не одобряет тех, которые издают голос одними только устами; Итак, пророк Иepeмия говорит к Богу—виновнику всех: близок Ты к устам их; но далеко от утроб их (почек их), то сам Бог чрез пророка Исаию укоряя говорит: люди сии устами своими чтут Меня, сердце же их далеко отстоит от Меня. А молящееся теперь воссылают моление из глубины.

Господи! услыши глас мой

См. Толкование на Пс. 129:2

Еп. Ириней (Орда)

Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой

Совершенно справедливо считают этот псалом просительною и покаянною молитвою вавилонских пленников. Народ, от имени коего говорит псалмопевец, находится в глубоком бедствии (из глубины), которое, по его сознанию, заслужено им. В таком положении он обращается ко Господу с молитвою услышать его и помочь ему. Глубина – водная глубина, служит здесь, как нередко и в других местах, образом великого бедствия, и притом, как кажется, не только греховного бедствия, но и внешнего, в которое ввергнул грех, и следовательно – образом внутренней и внешней нужды.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Этот псалом - тоже молитва к Богу евреев, находящихся в плену, из которого они жаждали освобождения и об этом усердно молили Господа.

Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой

«Из глубины» - разумеется бедствий плена и отвержения от Бога, выражением чего он и являлся.

Прот. Григорий Разумовский

Песнь степеней

В ряду песней степеней поставлена и эта покаянная молитва, которая, согласно свидетельству древних и новейших толковников (см. Scripturae sacrae cursus completus, Cant. grad. CXXIX, pag. 475), была в употреблении иудеев, плененных в Вавилон. Последние в сей молитве, быв угнетены игом рабства, молятся о Божественной помощи и всю надежду спасения возлагают на Бога. Впрочем, некоторые из новейших толковников приписывают псалом сей Неемии и возвратившимся вместе с ним из Вавилона иудеям, жаловавшимся на лукавство и притеснения со стороны самарян и других враждебных народов, которые усиливались воспрепятствовать им при восстановлении стен Иерусалима. А с другой стороны, нравственная порча, от которой предостерегали послепленного Израиля его тогдашние учители и руководители, успела уже довольно глубоко проникнуть в его среду. Это со скорбию сознавали все еще не совсем развратившиеся израильтяне (1 Ездр. 9:1–4, 10:1–2, 9, 12 и проч.); поэтому им прежде всего нужно было смиренно молить Господа, чтобы Он простил грехи его и по великому Своему милосердию не подверг бы его еще большим наказаниям, за беззакония его. Таковы и были покаянные молитвы благочестивого Ездры (1 Ездр. 9:6–15; Неем.9:6–38), так, без сомнения, молились тогда и все сыны Израилевы, когда во дни общественного покаяния «постящиеся и во вретищах, и с пеплом на головах своих исповедовались пред Богом в грехах своих» (Неем. 9:1–2 и др.). Такую именно молитву представляет собою и псалом 129. Подобно благочестивому Ездре, псалмопевец живо чувствует всю глубину нравственного повреждения Израиля и, в сознании того, что он не только недостоин милостей Божиих, а заслуживает гнева и наказания Божия, – возносит молитвенный вопль к Господу, чтобы Он не был строгим Судиею и карателем его преступлений, но по Своему милосердию, ради обещанного от Него помилования кающимся грешникам, даровал ему прощение всех беззаконий его. Вот как выражается этот молитвенный вопль:

Ст. 1–2 Из глубины воззвах к тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего

Под именем глубины, из которой громко взывает псалмопевец к Богу, он разумеет, во-первых, ту глубину, в которую падает человек грехом. В сознании глубины своего грехопадения, он громким голосом выражает свое прошение к Богу об услышании молитвы своей. Господь Бог, как вездесущий и всеведущий, везде может слышать и видеть, но человек грехом своим настолько удаляет себя от Бога, что Он может и не внимать его молитве, как бы не слышать ее.

Пророк взывает громко не в смысле сильного напряжения и ударения воздуха, но по силе и напряжению внутреннего расположения сердца, взывает из глубины души и вопиет подобно пророку Ионе, возопившему из чрева китова и морской глубины, и надеется быть услышанным, как услышан был и сей пророк. Взывая из самой глубины сердца, с полным и искренним признанием своей греховности, псалмопевец-пророк просит, во-первых, о том, чтобы Господь услышал голос его и, во-вторых, чтобы обратил внимание на его молитву. Хотя Бог все видит и слышит, но когда Он не исполняет по нашему прошению, то нам и кажется, что Он недостаточно внимателен к нашей молитве. Вот почему пророк, желая быть услышанным, не только взывает гласом, но вместе с тем и просит, чтобы Господь Бог удостоил его внимания Своего к его молитвам и исполнил их.

Две вещи узнаем из сего, говорит св. Иоанн Златоуст, что вообще нельзя получить того, что зависит от Бога, если у нас не будет того, что зависит и от нас; почему сначала говорит: из глубины я воззвал, а потом прибавляет: услыши; далее, что молитва напряженная и исполненная слез умиления имеет большую силу пред Богом и может убедить и преклонить слух Его к произносимому в ней [5, с 407]. И Сам Господь чрез пророка Исайю, укоряя, говорит, что напрасно («всуе») «люди устами своими почитают Меня, а сердце их далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13).

Объяснение священной книги псалмов.