Толкования на Пс. 129:3

Свт. Афанасий Великий

Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть

Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? Повторение слова: Господи, Господи — выражает удивление величию Божия человеколюбия; у Него, говорит пророк, и очищение, а не в наших заслугах.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть

Дабы кто-нибудь не сказал: я, грешник, исполненный бесчислен­ных зол, не могу приступать, молиться и призывать Бога, про­рок для уничтожения такого недоумения говорит: «если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи, кто устоит?» Слово: «кто» здесь означает: никто, потому что невозможно, поистине невозможно, никому никогда удостоиться милости и человеколюбия, если будут исследованы дела его со всею строгостью.

Это мы говорим не для того, чтобы ваши души преда­вались беспечности, но чтобы ободрить впадающих в отчаяние. «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч.20:9)? Но для чего говорить о других? Если бы я вывел Павла и стал требовать от него строгого отчета в делах его, то и он не мог бы устоять. В самом деле, что он мог бы сказать? Он тщательно изучил пророков, был ревнителем отеческого закона, видел совершавшиеся знамения, и однако, оставался гонителем и переменился не прежде, как получив чудное видение и услышав страшный глас; а до того времени все приводил в смятение и разрушал. Но Бог, не смотря на все это, призвал его и удостоил великой благодати. А верховного Петра, не обвиняет ли то, что он подвергся тяжкому падению после бесчисленных чудес и знамений, после такого предостережения и совета? Но Господь, не смотря на это, поставил его первым апостолом. Потому и говорил: «Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк.22:31–32). После этого, если бы Бог пришел судить не с милостью и человеколюбием, но требовать строгого отчета, то непременно всех нашел бы виновными. Вот по­чему и Павел говорил: «хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (1Кор.4:4). «Если беззакония будешь усматривать, Господи, Господи». Не напрасно пророк употребляет повторение, но в знак сво­его удивления и изумления великому человеколюбию Господа, бесконечному Его величию и неизмеримой пучине Его благости. «Кто устоит?» Не сказал: кто убежит, но: «кто устоит?» Не в состоянии будет, говорит, даже устоять. «Ибо у Тебя (лишь) очищение». Что значит: «ибо у Тебя… очищение» Избежать нака­зания можно не за наши добродетели, но по Твоей благости, по­тому что избавить от суда зависит от Твоего человеколюбия. Если мы не удостоимся его, то наши дела не в состояние спа­сти нас от будущего гнева.

Объясняя это, сам Бог чрез пророка говорит: «Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» (Ис.43:25), т.е. это – Мое Дело, дело Моей благости, Моего человеколюбия; твои дела никогда не в состоянии избавить тебя от наказания, если не присоеди­нится Мое человеколюбие. И еще: «Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис.46:4).

Беседы на псалмы. На псалом 129.

Блж. Феодорит Кирский

Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть

«Аще беззакония назриши Господи». Лик праведных умоляет Господа, не соразмерять наказаний с грехами. Так и блаженный Анания беззакония народа приписал своему лицу.

«Господи, кто постоит?» Если правдиво будешь держать весы суда, кто в состоянии будет перенести произносимый на него приговор? Ибо всем необходимо подвергнуться гибели.

«Яко у Тебе очищение есть». У Тебя с правдою сопряжено человеколюбие, и обычно Тебе водиться больше последним, нежели первым.

Евфимий Зигабен

Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть

Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит

Если, говорит, Господи, испытаешь и строго рассмотришь все беззакония людей, то кто из них перенесет испытание и исследование сие? Или кто окажется безвинным и чистым? Верно, никто. Так и Соломон говорит: кто похвалится, что у него невинное сердце? или кто скажет смело, что он чист от грехов (Прит. 20,9)? и Павел также: все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3,23), и еще: ничего за собою не знаю; но тем не оправдываюсь (1 Кор. 4,4). Двойное же: Господи, Господи! есть выражение удивления великой любви к людям и благости Божией.

Златословесного: Не возможно, не возможно никому, представляя с точностью отчет в делах своих, получить когда-либо милость и человеколюбие. Феодорита: Если праведно судишь держать весы правды, то кто в состоянии будет вынести приговор, произносимый ею? Тогда неминуемо все должны ожидать погибели.

Яко у тебе очищение есть

Яко (на греч.) поставлено вместо: действительно. Действительно, говорит, и истинно у Тебя, Господи, собственно, снисхождение и истинное помилование; потому то и снисходительно и человеколюбиво, а не строго Ты испытываешь грехи людей.

То есть не в наших подвигах (говорит златый Святитель) но от благости, говорит, Твоей зависит избавление от наказания. Сие открывая и чрез пророка, говорил: Я есмь очищающий беззакония твои (Исаия 43,25), т. е. это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия. Посему твое ни сколь не достаточно к увольнению тебя от наказания, если не присоединится то, что зависит от Моего человеколюбия. Оригена: Находящееся у Господа умилостивление за беззаконие есть Христос: ибо Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира (1 Иоан. 2,2).

Еп. Ириней (Орда)

Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть

Хотя народ, как он это теперь совершенно ясно видит, вполне заслужил такие страдания и за свои беззакония не достоин помощи; но если бы Господь не забывал в Своем милосердии беззаконий людских, тогда пред Ним никто не устоял бы, даже самый благочестивый человек.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть

Пленники просят от Бога снисхождения к своим грехам. Нет на земле ни одного человека безгрешного; если бы Господь стал карать каждого за совершенный им поступок, то никто не избежал бы Его осуждения («если ты, Господи, будешь замечать беззакония, кто устоит?»). Но Господь может очистить от грехов и потом помиловать, о чем и молит писатель (4 ст.).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 3–4 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Яко у тебе очищение есть. Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое: упова душа моя на Господа

Приступая к изложению своего прошения, или предмета своей молитвы, об очищении грехов и помиловании, пророк как бы ставит себя самого на суд Божий и говорит, что на суде сем, где все, не только дела, но и самые сердечные помышления людей будут видны и противопоставлены правде Божией, о самооправдании всякому человеку нечего и думать. Если Ты, Господи, говорит он, испытаешь и строго по закону рассмотришь (назриши) все неправды и беззакония людей, то кто устоит пред таким испытанием? Или кто окажется безвинным и чистым (см. Притч. 20:9). «Все согрешили и лишены славы Божией, – говорит св. апостол Павел, – нет праведного ни одного» (Рим. 3:23, 10). И если кто еще надеется получить оправдание и помилование, то не иначе, как «по великой Твоей милости», по молитве с покаянною верою, что «по множеству щедрот Твоих Ты очищаешь беззакония людей» (Пс. 50:3). Яко у тебе очищение есть, и потому все верующие в Иисуса Христа получают, по слову того же апостола, «оправдание даром по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим. 3:24).

«То есть не в наших подвигах, – говорит св. Иоанн Златоуст, – но от благости Твоей зависит избавление от наказания. Сие открывая и чрез пророка, говорил: «Я есмь очищающий беззакония твои» (Ис. 43:25), т.е. это Мое дело, Моей благости, Моего человеколюбия» [7, с. 1034–1035]. Дальше псалмопевец заканчивает свои мысли так: душа моя потерпе в слово Твое, т.е. душа моя уповала на слова Твои, Господи, или, что то же, на обещания, данные Тобою патриархам и предкам нашим в том, что мы наследуем землю обетования, и что, если будем послушны Тебе, будем вкушать блага земли (Ис. 1:19). И на другое данною Тобою обещание уповала душа моя, именно, что Ты спасешь угождающих Тебе и кающихся во грехах своих. И только на Господа уповала душа моя, а более ни на что в мире.

«На слово Твое, – говорит св. Иоанн Златоуст, – я имею добрые надежды, на какое? Слово человеколюбия, ибо оно говорит: как далеко небо от земли, так далек путь Мой от путей ваших и помышления ваши от мысли Моей» [7, с. 1035]. По толкованию блж. Феодорита, здесь словом назвал обещание благ, а человеколюбие обещал кающимся [6, с. 627].

Объяснение священной книги псалмов.