Толкования на Пс. 131:1

Свт. Афанасий Великий

Песнь степеней

Содержание: Тринадцатая песнь содержит в себе молитву о Давиде. Поскольку очищением уготовляется всем отпущение грехов; то, вследствие сего, пророчественный Дух говорит с прочими спасаемыми: помяни Господи и Давида, воздав ему по кротости его. Ибо как Давид, будучи кроток, за сделанный ему обиды прощал Саулу; так прости прегрешения и Давиду.

Ст. 1-2, 6 Помяни, Господи, Давида и всю кротость его. Яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю, и т. д.

Наученный Духом Святым, что к человекам приидет Господь и даст отпущение многих грехов, а потому, уповая спастись и сам, поспешает известиться, когда это будет, где совершится, и как Господь приидет. Желая же узнать об этом, подверг он себя таким изнурениям, отказался от всякого употребления постели, оставил дом свой, и на землю повергся пред Богом в виду святилища, подтвердив клятвою, что не восстанет, пока не будет извещен об этом. Бог, умилосердившись, склоняется на это усильное желание, и обещает, что, однажды дав клятву, Он не солжет. Потому Давид и присовокупил: се слышахом я во Евфрафе; а это есть Вифлеем. О чем же слышали, как не о том, что там будет пришествие Господне?

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-5 Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея: аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю

В других местах испрашивается спасение только ради памяти предков, а здесь говорится и о добродетелях, о том, что служит источником всех благ, – о скромности, смиренномудрии, кротости, которою особенно отличался и Моисей. Он был, говорит Писание, «человек кротчайший из всех людей на земле» (Чис.12:3).

Предпо­ложив говорить о кротости Давида, и оставив дела его в от­ношении к Саулу, к братьям, к Ионафану, долготерпение в отношении к воину, который осыпал его бесчисленными пори­цаниями, и другие многочисленнейшие, псалмопевец обращает речь к главному делу, которое показывало особенно великую ревность. Почему же он поступает так? По двум причи­нам; во-первых, потому, что это преимущественно благоугодно Богу: «на кого Я призрю, говорит Он, на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:2); во-вторых, по­тому, что тогда особенно нужным делом было возобновление храма, построение города, восстановление древнего общественного устройства; потому он особенно к этому и обращает речь; то, как известное и признанное всеми, оставляет, – всем из­вестна была кротость Давида, – а это, особенно нужное для его цели, выставляет на вид. Действительно, что тогда желали видеть иудеи? Возобновление храма и восстановление древнего богослужения. А так как этим делом особенно славился Давид, то, как бы в награду за его усердие, псалмопевец просит Бога о построении храма и говорит: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: как он клялся Господу, обещался Богу Иакова: «Не войду в жилище – дом мой, не войду на одр мой, не дам сна глазам моим и дремания векам моим и покоя вискам моим, пока не найду места Господу, жилища Богу Иакова». Но как это относится к тебе? Так как я, говорит, потомок его, и так как ты, приняв его усердие, обещал восставить его род и царство, то ныне мы и просим исполнить эти обещания. Давид не сказал: пока не построю, – потому что это не было дозволено ему, – но: «пока не найду места Господу, жилища Богу Иакова». Не упоминая о том, кто по­строил, псалмопевец указывает на того, кто дал обет, чтобы ты знал, сколь великое благо – дух правый, и как Бог всегда назначает награду за намерение. Поэтому об нем осо­бенно и упоминается, так как он был строителем более, нежели сын его, потому что он дал обет, а этот получил повеление. И посмотри на его усердие: не только, говорит, не вступлю в дом и не взойду на одр, но и тем, что состав­ляет естественную потребность, не буду наслаждаться спокойно, пока не найду места и селения Богу Иакова. В противополож­ных этому чувствах Бог укорял иудеев, когда говорил: вы живете «в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении» (Агг.1:4). «Пока не найду места Господу, жилища: Богу Иакова». По­смотри опять и здесь на усердие и заботливость души его. Царь говорит: «пока не найду места Господу, жилища Богу Иакова», тогда как сам владел всем. Он хотел построить не про­сто, но на месте самом удобном и самом приличном для храма, и должен был искать этого места: так он был не­усыпно заботлив!

Беседы на псалмы. На псалом 131.

Свт. Филарет (Дроздов)

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его. Кто ж это в псалме поминает царя Давида? – Должно думать, что это сын его, царь Соломон. К сей мысли ведут следующия слова сего псалма: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. Слова сии относятся к освящению храма иерусалимскаго. В освящении его важнейшее действие было то, что руками священников внесен в оный кивот завета Господня с Богоначертанными скрижалями заповедей, и поставлен во внутренней, главнейшей части онаго, подобной нашему олтарю. На сие священное действие взирает Псалмопевец, и возносит к Богу сию молитву: воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея. То-есть: присутствуя невидимо в знамении святаго кивота, востани Господи, от места покоя Твоего в древней скинии и вниди в новое место покоя в новосозданном храме. – Кто же мог приносить молитву сию во время освящения храма иерусалимскаго, как не Соломон, который, по сказанию книги Царств, и создал храм сей, и освящение его торжествовал, и особенную молитву при освящении его произнес? На Соломона еще яснее указывают следующия слова продолжаемой во псалме молитвы: Давида ради раба Твоего, не отврати лице помазаннаго Твоего. Помазанник, который во время освящения храма иерусалимскаго просит от Бога милости, ради Давида, очевидно, есть царь Соломон.

Но для чего Соломон, при освящении храма, поминает Давида? – На сие сам он ответствует словами псалма: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю: аще вниду в селение дому моего, или взыду на одр постели моея, аще дам сон очима моима, и веждома моима дремание, и покой скраниама моима: дондеже обрящу место Господеви, селение Богу Иаковлю. То-есть: Давид имел такое усердное желание создать храм Богу, что с клятвою обещался, не давать себе покоя, доколе не найдет, по крайней мере, угоднаго Богу места для храма, котораго действительное создание судьбою Божиею предоставлено было сыну его. И Давид исполнил сие обещание, назначив место для храма, по явлению Ангела, и во множестве приготовив для него драгоценности и разныя вещества, потребныя для созидания, а также и чертежи предполагаемаго храма. Итак Соломон, при освящении храма, поминает Давида, как начинателя храмоздательства, дабы представить его в благоволение Божие, за его усердие ко храму; но с тем вместе поминает его и как угодника Божия, дабы его молитвою подкрепить свою молитву о новосозданном храме. Давида ради, говорит он, не отврати лице помазаннаго Твоего.

Из сказаннаго доселе можно уразуметь, что значит и весь псалом, нами разсматриваемый. Он есть молитвенная песнь, при освящении храма иерусалимскаго.

Беседа по освящении храма свт. Алексия, в Рогожской слободе. 1856 г.

Блж. Феодорит Кирский

Песнь степеней

Псалом сей имеет великую близость с псалмом восемьдесят-осьмым; потому что и здесь, как и в том, пленные в Вавилоне умоляют Бога всяческих, вместо молитвы представляя обетования, данныя Богом великому Давиду, и прося сподобить прощения. Псалом содержит в себе и пророчество о Спасителе вселенной, по плоти происшедшем от рода Давидова.

Помяни Господи Давида и всю кротость его

Поелику, во многом прегрешив, лишились мы всякаго дерзновения; то просим Тебя, Владыка, воспомянуть Давида, его кротость и благочестие. О сей кротости упоминал и предыдущий псалом, и ясно показал смиренный его образ мыслей.

Евфимий Зигабен

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его

И сей псалом сочинил Давид от лица благочестивейшего еврейского народа, на случай возвращения его из Вавилона в Иерусалим. Здесь он просит Бога о построении вновь храма, если не за него, то за ту ревность и тщательность, которую имел Давид праотец и царь его, который, находясь еще в живых, желал до построения такового храма найти для него способное место, т. е. для храма построенного сыном его Соломоном.

Слова Феодорита: Сей псалом имеет великое сходство с 88м (начинающимся так: Милости Твои, Господи); ибо и здесь как и там вавилонские пленники умоляют Бога—Творца всего, представляя в молитве данные Им великому Давиду обещания и просят о даровании прощения. Он содержит также и предсказание о происхождении по плоти от рода Давидова Спасителя всего мира.

Кротостью же называет непамятозлобие и долготерпение Давида к Саулу и сообщникам его, также к Семею, поносившему его и многим другим. Иудеи упоминают здесь об одной кротости Давида: потому что Давид особенно усовершился в сей добродетели, хотя посредством сей добродетели открываются и прочие совершенства Давидовы. Вспомни, говорит, Господи, Давида—сего кротчайшего мужа, который кротостью благоугодил Teбе.

Другой говорит: Как Иов, будучи праведен во всем и боголюбив, особенно изобиловал терпением и мужеством, Иосиф—целомудрием и Соломон мудростью, а верою Авраам, так и Давид—кротостью, хотя и о Моисее написано: и Моисей—человек весьма кроткий, более всех человеков, бывших на земле (Чис. 12,5). Преподобный Стифатийский: Не возможно кому нибудь быть когда либо кротким, не достигнув прежде великого смирения и исполнения заповедей, дойдя до глубины смирения. Ибо сии добродетели всегда связаны одна с другою и нельзя отделиться одной от другой, и нельзя кроткому не быть вместе смиренным, и наоборот смиренному вместе кротким, но кто кроток, тот и смирен, и кто смирен, тот и кроток, по словам самого Бога: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем.

Еп. Ириней (Орда)

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его

Вследствие того, что стихи 8-10 этого псалма находятся в молитве, произнесенной Соломоном при освящении храма (2 Пар. 6:41, 42), большинство толковников признает, что он написан Соломоном и назначался собственно для освящения храма и перенесения кивота в новоустроенный храм. Но внимательное исследование содержания псалма показывает, что он произошел во время глубокого упадка династии Давида, когда казалось, что Бог совсем забыл обетования (ср. ст. 11-12 и Пс. 88 и д.), данные благочестивому Давиду и потомству его (2 Цар. 7:12). Поэтому мы можем признать (с Оригеном, Феодоритом и некоторыми из новейших толковников), что он написан в плену и составляет молитву о восстановлении падшего престола Давидова, чтобы Господь услышал прошение пленного царя Иехонии (помазанного в ст. 10) и возвратил ему престол. Сначала неизвестный псалмист напоминает Господу о кротости Давида, по которой он, после восшествия своего на престол, позаботился первее всего не о себе самом, но о том, чтобы устроить Господу постоянное и приличное жилище на Сионе, куда он перенес и ковчег завета из Кириаф-Иарима (2 Цар. 6). Давид тогда дал обет, что не успокоится до тех пор, пока не найдет места селению Господу.

Указания на заслуги Давида, а равно и на данные Давиду обещания, имеют одну цель – подкрепить выраженную в ст. 10 молитву о восстановлении разрушенного престола Давидова. Если Бог исполнит оба свои обещания, данные Давиду, как он этого заслуживает, то тем самым восстановлено будет Богоправление и услышана молитва помазанного.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Означенный псалом можно считать написанным Соломоном при перенесении Кивота Завета из скинии Давидовой во вновь сооруженный им храм. На это событие указывает, напр., 8 ст., где писатель обращается к Господу с молитвой стать с Ковчегом на «место покоя», чем Господь покажет благоволение к своему помазаннику «ради Давида» (10 ст.). Стихи 8-10, кроме того, приводятся в содержании молитвы Соломоновой при освящении храма (см. 2 Пар VI:41-42). Да и все содержание псалма представляет торжественную песнь, более всего соответствующую указанному времени.

Помяни, Господи, Давида и всю кротость его

Господи, вспомни все сокрушение Давида, озабоченного построением скинии, которая тогда стояла на полях Иарима

«Сокрушение» - сетование Давида по тому поводу, что он не видел Ковчега Завета, этой величайшей Святыни еврейского народа, в жилище, достойном его, и об устроении достойного Иеговы помещения он и сокрушался.

Прот. Григорий Разумовский

Песнь степеней

Псалом сей принадлежит также к числу тех песней восхождения, которые назначены были для пения при богослужении, после построения второго храма Иерусалимского. Так как в псалме сем говорится о построении первого храма в Иерусалиме, то некоторые из толковников составление его приписывают царю Давиду, который, по их мнению, передал его сыну своему Соломону с тем, чтобы он пет был по устроении храма. Другие же с наибольшею вероятностию думают, что псалом составлен Соломоном после того, как он, по создании храма, перенес в него ковчег Завета и поставил его на приготовленное для него место, причем совершил торжественное освящение новоустроенного им храма и произнес благодарственную и просительную Господу Богу молитву. В подтверждение сего предположения мы имеем и прямое свидетельство древнего предания во 2-й книге Паралипоменон. Писатель этой священной книги, которым признается живший около времени создания второго храма известный ученый и богодухновенный священник Ездра, 8-10 стихи сего псалма вносит в состав вышеозначенной молитвы Соломона, на освящение новоустроенного им храма Иерусалимского (2 Пар. 6:41–42), и таким образом ясно показывает, что, несмотря на употребление этого псалма вместе с другими песнями степеней при богослужении второго храма, он и его современники не считали его произведением времени этого храма, а признавали молитвенною песнию Соломона на освящение первого храма. Царю Соломону хорошо были известны ревность и заботы Давида, отца его, о построении храма в Иерусалиме, известны были также и воля Божия о сем храме (2 Цар. 7:5, 13), а также кроткий нрав Давида и покорность его воле Божией, превратности жизни сего царя и данные ему от Бога обетования, касательно судьбы его дома и всего народа израильского. Все это в кратком псалме и изложено Соломоном для того, чтобы потомки Давида воспоминали о тех делах, которые уже совершены, равно и о тех, о которых Бог, за благочестие Давида, клятвенно обещался ему, и из них поучались воле Божией, по примеру царя и пророка Давида.

Ст. 1–2 Помяни, Господи, Давида и всю кротость его: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю

Так псалмопевец молится о Давиде, не то, конечно, выражая, что он признает Бога забывшим о Давиде, а как бы для того, чтобы показать пред всеми благочестие и любовь к Богу царя и пророка Давида, который главной заботою в своей жизни имел ревность о построении храма Божия, по каковой он и дал клятвенное обещание пред Богом: яко клятся Господеви, обещася Богу Иаковлю. А когда Давид узнал чрез пророка Нафана, что нет воли Божией на то, чтобы ему строить храм, то всегда носил в душе своей сокрушение о том, каковое слово, вместо «кротость», и читается по переводу с еврейского: «Помяни, Господи, Давида и все сокрушение его». Под словом «сокрушение» разумеются, конечно, и кротость, и смиренномудрие, о котором сказано в предыдущем псалме. Все эти свойства души пророка Давида говорят об одном, что кротость нрава была отличительною чертою и главною добродетелию его.

Объяснение священной книги псалмов.