Толкования на Пс. 131:15

Свт. Афанасий Великий

Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы

Ловитву его благословляли благословлю. Ибо каждый из таковых, как семя праведного, не оскудевает хлебами. Пишется же: и вдову его, то есть, лишенную покровительства. Нищыя его насыщу хлебы, то есть, обнищавших по Богу насыщу хлебами духовными.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы

«Насыщу хлебом» он называет обилие жизненных припасов, плодородие, и молится, чтобы все текло к ним как бы из источников. Действительно, такой образ жизни вели в древности иудеи, не чувствуя естественных нужд, когда только Бог благово­лил к ним; не было у них ни недостатка в хлебе, ни го­лода, ни язвы, ни преждевременной смерти, ни другого чего-ни­будь подобного, что обыкновенно случается с людьми, но все текло к ним как бы из источников, потому что рука Божия исправляла немощь дел человеческих. Таким образом, он говорит здесь; Ты обещал благословить его ловитву, т.е., подать изобилие в вещах необходимых при великой безопас­ности.

Беседы на псалмы. На псалом 131.

Блж. Феодорит Кирский

Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы

«Ловитву его благословляяй благословлю». А Симмах перевел: пищу его благословляя благословлю, то есть, подам им обилие всех благ.

«Нищыя его насыщу хлебы». Подам и нуждающимся, чем удовлетворить потребности.

Евфимий Зигабен

Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы

Ловитву (добычу) его благословляя благословлю

Добычею (ловлею) назвал собрание и прибыль пищи и всего необходимого для жизни, как говорит Златоуст; а благословляя благословлю: значит, подам щедро и умножу, чтобы все, нужное к продовольствию, было изобильно, дешево и щедродательно.

В высшем значении добыча Сиона, т. е. Церкви, по словам Безыменного, есть ежедневно уловляемые сетьми апостольскими и евангельскими; а нищие Сиона суть те, которых Дух называет блаженными и Божиими, и у которых хлеб мысленный есть сшедший с неба.

Нищия его насыщу хлебы

См. Толкование на Пс. 131:16

Прот. Сергий Терновский

Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы

Ловитву его благословляй благословлю; то есть дам ему обильный плод в трудах его и обильную пищу.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 15–16 Ловитву его благословляяй благословлю, нищыя его насыщу хлебы: священники его облеку во спасение, и преподобнии его радостию возрадуются

Ловитву его, т.е. Сиона, в котором Господь основал вечный покой Свой, благословлю. В высшем духовном значении, под именем вечного покоя Божия, основанного на Сионе, разумеется Церковь Христова, которой и «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18). Но так как здесь речь идет о горе Сионе и городе Иерусалиме, на ней расположенном, то составитель псалма, вместе с другими обещаниями, данными от Бога Давиду, говорит здесь и о тех, которые обещаны собственно городу сему и его жителям.

Так как каждая страна и город имеют особые нужды, на удовлетворение которых они имеют, конечно, и особые статьи дохода, например, сдачу земельных участков, каменоломен и т.п., – то и город Иерусалим имел таковые, т.е. имел особые статьи прихода и особые статьи расхода. На эту мысль наводит чтение 15-го стиха по переводу с еврейского. Сказав в предыдущем 14-м стихе: «Се, место покоя Моего навеки, здесь вселюся, ибо Я возлюбил его», в следующем 15-м стихе говорит: «Пищу его благословлю, нищих его насыщу хлебом». Слово «пищу» в еврейском тексте LXX толковников перевели словом «добычу»; так и читали его блж. Феодорит и св. Иоанн Златоуст; а в других изданиях вместо «добычу» поставлено «вдову», так же, как и в Вульгате – «viduam, вдовицу». Так как вдовы и городские нищие более всего нуждаются в пище и хлебе, то Господь Бог чрез пророка и дает обещание благословить ловитву, или добычу, города, т.е. ту доходную статью, которая предназначена на удовлетворение пищей вдов и сирот и, вообще, на прокормление нищих и нуждающихся жителей города.

Изобилие плодов земных и вообще материальных средств жизни в Священном Писании обыкновенно приписывается благословению Божию. Тех священников, говорит далее псалмопевец от лица Господня, которые облекутся правдою (по ст. 9), то есть святою жизнию, Я облеку во спасение, т.е. приведу ко спасению во Христе и к вечному блаженству, – и преподобнии его радостию возрадуются, т.е. не только священники, но и все те из народа, которые ревнуют о святой жизни, сподобятся той же вечно блаженной участи и возрадуются.

Под ловитвою в высшем духовном значении разумеется ловитва проповеди апостольской, чрез которую апостолы Христовы, как сетию, уловляли человеков (см. Мк. 1:17–18) к вере во Христа и делали их наследниками вечной жизни. Тут же разумеются и нищие, которым обещано насыщение; в числе этих нищих были, без сомнения, и «нищие духом», которым, кроме благословения и насыщения телесного, обещано Христом блаженство «в Царстве Небесном» (Мф. 5:3).

Объяснение священной книги псалмов.