сиона царя Аморрейска и ога царя Васанска, и вся царствия ханаанска
Пророк не исчисляет городов и не говорит подробно о битвах, но опять величественно проходит бесчисленный ряд чудес. Он мог бы остановиться и красноречиво изобразить эти события, но не делает этого, и, хотя ему представлялось великое множество дел Божиих, касается всех их мимоходом. Враги были вооружены, имели укрепленные города и были искусны в воинском деле, а иудеи были беглецы, неопытные в воинском искусстве, освободившиеся от продолжительного рабства и долговременного притеснения, истощенные голодом и страданиями, открытые для обид всем; но предводительствовавшая ими десница делала их сильнее всех.
Впрочем, эта война была и справедлива, иудеи не сами нападали, но те подавали повод, заграждая им путь, что было крайне бесчеловечно. А с идумеянами Бог не попустил им вести войну. Дабы иудеи, ободренные молчанием, после опять не стали нападать, но знали, с кем нужно воевать, а кого щадить, Он сделал это в пустыне, посредством дел дав им закон, как им должно было поступать с встречавшимися. «И все царства Ханаанские». Видишь ли, как научалась этим вся вселенная? Как огонь – терние, так и они поражали всех, и никто не мог противиться им. Послушай, что говорит Валаам, научившись не от пророков, не от Моисея, а из самых дел: народ этот поядает всю землю (Чис.22:4; Чис.24:8). Видишь ли переносное слово, употребленное с особенной выразительностью? Не сказал: побеждает, или: истребляет, но: поядает, желая выразить, что они одерживали победы легко, воздвигали трофеи без пролития крови и поражали своим приближением. Им не нужно, говорит, ни воинского устройства, ни сражений, но довольно только подойти, и все уступает и преклоняется. Бог доставлял им победы не только по закону войны и сражения, чтобы кто-нибудь не приписал совершившихся событий им самим, но воздвигал против врагов их и стихии вселенной; так, Он наперед поразил их души, выпавший град погубил многих, солнце остановилось и дало возможность продолжать битву, и много было подобных чудес, и звук труб, ударяя в крепости сильнее огня, разрушал стены. Это принесло пользу и тем и другим; враги узнали, что не люди вели против них войну, а иудеи научились обращаться к Богу и отнюдь не превозноситься своими успехами, но вести себя благопристойно и смиренно. Впрочем, победить таким образом было для них больше чести, нежели только победить; это и сделало их славными и научило быть скромными, – славными, потому что они имели такого Военачальника, скромными, потому что они уже не надмевались своими успехами.
Беседы на псалмы. На псалом 134.
сиона царя Аморрейска и ога царя Васанска, и вся царствия ханаанска
См. Толкование на Пс. 134:10
сиона царя Аморрейска и ога царя Васанска, и вся царствия ханаанска
Сиона царя Аморрейска и Ога царя Васанска
Сион царь Амморейский, был знаменит богатством и войсками, а Ог был известен по своей величине тела и мужеству. Ибо повествуется, что он имел кровать железную, на которой спал, длиною девять лактей, а шириною четыре лактя.
Моисей ясно излагает это во Второзаконии: ибо только Ог, царь Васанский, остался из рафаимов. Вот одр его—одр железный; вот он (одр) в краеградии (в крепости) сынов Аммоновых: девять лактей длина оного, и четыре лакти ширина его лактя мужеского (Втор. 3, 11). А у Евфимия и у Феодорита написано что одр его был пяти лактей в ширину, кажется, по ошибке переписчика.
И вся царствия Ханаанска
Бог, говорит, разрушил все царства земли ханаанской, т. е. Палестины, в которой один народ обитал отдельно от других и назывался хананейским.
По словам Феодорита: Хеттеев, Хананеев, Ферезеев, Евеев, Аммореев, Гергесеев, Левеев, и двадцать девять царей, и страны, которые занимали они и города их разделил народу (Евр.)
Сиона царя Аморрейска и Ога царя Васанска, и вся царствия Ханаанска
См. Толкование на Пс. 134:8