Толкования на Пс. 135:2

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 2-3 Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость его. Исповедайтеся Господеви господей: яко в век милость его

Сказав, что Бог постоянно милует, пророк приводит и доказа­тельства милости Его и постоянства этой милости, заимствуя их от предметов видимых. Но так как он руководил слуша­телей к благочестию, то, смотри, как опять сравнивает Бога с языческими богами, и опять по снисхождению к слушателям. Что же говорит Он? «Исповедайтесь Богу богов, и каждый раз прибавляет: ибо во век милость Его». «Исповедайтесь Господу господ, ибо во век милость Его». В предыдущем псалме он говорит, что Господь «наш превыше всех богов» (Пс.134:5) а здесь говорит еще более, – что Он Господь их и Владыка их, – идолов ли будешь разуметь, или бесов, по­тому что, хотя бесы прогневали Его и преданы позору, но и они рабы и подвластны Ему. Потому, говорит, «исповедайтесь», что вы имеете Бога, Который выше всех, Которому нет подобного, Который есть Владыка всех, Господь всех. Впрочем, Он на­зывается и Богом благоугодивших Ему; например, когда го­ворится: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Почему же здесь Он называется Богом бесов? В ином смысле говорится то, и в ином это. Там представ­ляется близость и особенная любовь Его к ним; а здесь по­казывается Его превосходство.

Беседы на псалмы. На псалом 135.

Блж. Феодорит Кирский

Исповедайтеся Богу богов: яко в век милость Его

Под именем богов разумеет здесь Пророк не идолов; потому что Бога не назвал бы Богом не сущих: «несть Бог Бог мертвых, но Бог живых» (Мф.22:32). Посему богами называет сподобившихся чести священства и именуемых сынами Божиими. Так и в законе сказано: «богов да не злословиши, и князю людей твоих да не речеши зла» (Исх.22:28): и: «сын мой первенец Израиль» (Исх.4:22), устами Исаии говорит Бог: «сыны родих и возвысих» (Ис.1:2); и в псалмах: «Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси» (Пс.81:6). Сим-то назвал Пророк богами, как именовавшихся сынами Божиими.

Евфимий Зигабен

Исповедайтеся Богу богов; яко в век милость Его

Благодарите, продолжает, Бога, Который есть Бог и Владыка над лжеименными богами и басами, которым Еллины покланяются, как богам: потому что хотя бесы бесчестны и враги Божии, как первые виновники зла и противники Божии, но все же они слуги Божии по творению и в сем отношении по необходимости подчинены Богу.

Евсевия: Он Бог богов, не только бесов, но и тех, о которых сказано: Я сказал: вы боги; также: богов не злословь; поколику и Ангелы могут быть названы богами; почему и Апостол говорит: так как много богов и много господ на небе, или на земле (1 Кор. 8, 5). Оригена: После Троицы так называемые боги суть и называются такими по причастию божества (то есть божеского действа и благодати, а не божеского естества). Но Спаситель не по причастию есть Бог, но по существу, Феодорита: Называет богами тех, которые почтены саном священства, как сделавшихся сынами Божиими. Так и в псалмах: Я сказал: вы боги и сыны Всевышнего все.

Прот. Григорий Разумовский

Исповедайтеся Богу богов; яко в век милость Его

См. Толкование на Пс. 135:1