Толкования на Пс. 135:4

Свт. Иоанн Златоуст

Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость его

Сказав, что Он есть Господь и Владыка богов, пророк при­водит теперь доказательство этой истины, подтверждает ска­занное, указывая опять на силу Его. Не сказал: «сотворившему», но: «творящему», выражая, что Он непрестанно благодетельствует, творит чудеса, совершает, дела дивные. Пророк представляет два особенные Его свойства: что Он «творит» и что тво­рит «Един»; или лучше сказать – три и даже четыре: что Он «творит», и творит «чудеса», и «великие» чудеса, и творит «Един». Этими словами не опровергается Сын Божий, но только Бог противопоставляется бесам. Посмотрим же, какие это чудеса, великие чудеса, которые Он один творит. Впрочем, вначале пророк говорил нам не о силе, но о человеколюбии и благости Божией: «исповедайтесь, говорил он, Господу, ибо Он благ». Почему же теперь Он перешел к силе? Потому, что эти чудеса суть действия не только силы, но и человеколюбия.

Беседы на псалмы. На псалом 135.

Блж. Феодорит Кирский

Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость Его

Чудотворения совершаются и усердными служителями Его; но Божиими называем чудеса Моисеевы, Иисусовы, Илиины, равно как и знамения, совершенныя священными Апостолами. Посему Пророк справедливо единаго Бога назвал Творцем «чудес велиих». Потом указует он и великия творения Его.

Евфимий Зигабен

Сотворшему чудеса велия единому; яко в век милость Его

Благодарите, побуждает, Господа, Который один сделал великие чудеса, где «единому» приложено для различия от Сына и Духа; ибо Господом называет одного Бога, почитаемого в трех лицах.

У Златоуста пишется: «творящему», в следующих его словах: поелику прежде сказал, что Он Господь и Владыка богов; то на сие изречение теперь приводит доказательство и подтверждает сказанное о Нем проповедью о силе Его. И не сказал: сотворившему, а творящему, сказывая, что Он благотворит и чудодействует. При том употребляет это причастие двукратно, или лучше трекратно и четырекратно, и что Он творит, и что (творит) чудеса, и что—великие чудеса, и что один творит. Ибо по замечанию Феодорита, и чудеса друзей и угодников Его—Моисея, Иисуса (Н.) и Илии принадлежат Богу. Для чего же в начале (вопрошает Златоуст) не говорил Давид о могуществе, что должны благословлять (Бога за оное), но за то, что Он благ? Итак, почему теперь вдруг (неожиданно) стал говорит о силе? Потому, что сии чудеса показывают не только силу, но и благость и человеколюбие.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 Сотворшему чудеса велия единому: яко в век милость Его. Сотворшему небеса разумом: яко в век милость Его

Здесь пророк приглашает воздать исповедание, или славословие, Богу, сотворшему великия чудеса, потому что всякое творение само по себе, как произведенное из ничего словом всемогущего Бога, есть уже чудо велие, и тут же прибавляет, чтобы воздавали славу Богу единому (и в то же время триипостасному).

Дивные творения Божии, равно как и все другие чудные дела Его, свидетельствуют прежде всего о Его всемогуществе и о том, что Он один Творец мира и всех чудных дел в мире. «Благословен Господь Бог Израилев, творяй чудеса един!» – так взывает пророк в другом псалме (Пс. 71:18). А если творили некоторые чудеса пророки, апостолы и другие угодники Божии, то не своею силою творили, а силою, данною им от того же всемогущего Бога.

По замечанию блж. Феодорита, «и чудеса друзей и угодников Божиих – Моисея, Ииуса (Навина) и Илии – принадлежат Богу» [7, с. 1063–1064]. И, продолжая свое слово о творениях и других чудных делах Божиих, пророк говорит: благодарите Господа, Который премудростию сотворил небеса – сотворшему небеса разумом. Творение неба было первым делом Творца, как сказано: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Своею премудростию, соединенною с свободною волею, Бог благоволил произвести небеса из ничего и с тем вместе уготовал на них вечное жилище ангелам и святым человекам. Это и значит, что Бог «сотворил небеса разумом», то есть не утруждался, не беспокоился, не имел нужды во времени, а также в каких-либо орудиях, в материалах, рабочих и т.д. Здесь нужно обратить внимание еще на особенность сего псалма, которая состоит в том, что к каждому стиху его прибавляются слова: яко в век милость Его. Об этой особенности у священных толковников сего псалма: Афанасия, Илария, Иеронима и других, – сохранилось предание, что народ за богослужением во втором храме Иерусалимском повторял часто эту прибавку (припевая ее) после того, как левиты пропевали первую часть стиха.

Объяснение священной книги псалмов.