Толкования на Пс. 135:6

Свт. Иоанн Златоуст

Утвердившему землю на водах: яко в век милость его

Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: «составившему землю в водах» (πιλήσαντι παρ υδασι). «Утвердил землю на водах». Посмотри и здесь на человеко­любие Его. Когда мы сделались смертными и подверглись многим нуждам, Он и тогда не оставил нас, но дал нам здесь на время соответственное пристанище и наполнил землю столь мно­гими знаками своего человеколюбия, что и словами выразить их невозможно. Погружаясь в бездну этих благодеяний и видя это беспредельное море, пророк в восторге возвысил свой го­лос и сказал: «как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил» (Пс.103:24). Кто посмотрит на солнце, на луну, на порядок времен, тот и теперь увидит все Его человеколюбие. Действительно, эти стихии не мало способствуют к благосостоянию нашей жизни и даже к самой жизни: они питают, дают зрелость плодам, так что без них и жить было бы невозможно, показывают нам времена года, означают часы дня, различают течение дня и ночи, руководят путеше­ствующих по земле и морю, доставляют пользу и в других бесчисленных отношениях. Видишь ли, как «во век милость Его», и почему пророк в каждом стихе повторяет это?

Беседы на псалмы. На псалом 135.

Блж. Феодорит Кирский

Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его

И то достойно удивления, превышает человеческое разумение, что земля, окруженная отвсюду водами, стоит и пребывает в собственном своем естестве. Справедливо-же песнописец ко всем сим изречениям присовокупляет упоминание о вечной милости; потому что, не по собственной нужде, но по единому челоколюбию, создал все Человеколюбец.

Евфимий Зигабен

Утвердившему землю на водах; яко в век милость Его

Благодарите, учит, Господа, Который утвердил землю на водах; и о сем смотри в 23м псалме слова: Он на морях основал ее, и там найдешь изъяснение сего места.

Златословесного: Какое чудное свойство и вышеестественный порядок в сем произведении? Ибо в порядке природы то, чтобы вода держалась на земле, а не земля на водах. Притом как часто малому камню, падшему в воду, она уступает, раздается и пропускает его в самую бездну. Итак, когда ты увидишь, что не малый камень, а вся земля держится на поверхности вод и не погружается; то подивись силе, столь выше естественно устроившей сие. Евсевия: Что удивительнее всего, что земля—стихия плотная и тяжелая носится и плавает на водах, тогда как сии тела не таковых свойств; потому что мокрые, как легчайшие нежели земля, должны держаться выше ее, а она, как стихия тяжелая и грубая, должна опускаться и скрываться под глубинами мокрого тела. Но в составе мира не то делается, а на оборот, вопреки закону природы.

Примасий

Утвердившему землю на водах

См. Толкование на Откр. 15:2

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 6–9 Утвердившему землю на водах: яко в век милость Его. Сотворшему светила велия единому: яко в век милость Его: солнце во область дне: яко в век милость Его: луну и звезды во область нощи: яко в век милость Его

В сих стихах пророк приглашает народ израильский воздать славу и благодарение Творцу за Его творческие милости. Хотя он говорит о творении неба и земли и великих светил небесных не в том порядке, как это рассказано в бытописании Моисея, тем не менее, упоминая кратко о сих творениях, он не выражает противоречия с сказанием бытописателя. Так, у последнего сказано, что Господь Бог в начале сотворил небо и землю, но земля та не имела определенного вида нынешней суши, отделенной от воды, и только после уже, чрез известный период времени, называемый днем и ночью, Господь отделил воду от земли, указал ей место во вселенной и «утвердил ее на водах», как сказано это и у пророка, и не только здесь, но и в другом псалме (Пс. 103:5): «Основаяй землю на тверди ея: не преклонится в век века». В таком устроении и утверждении земли можно усматривать троякую милость Божию.

Во-первых, эта милость усматривается в том, что Бог сотворил землю из ничего и отдал ее на службу человекам; во-вторых, в том, что Он отделил воду от земли, указал ей (воде) свое место в ряду других творений и также, со всеми живущими в ней тварями, отдал на службу человеку; и в-третьих, Он дал человеку силы и средства располагать и употреблять на свою пользу столь обширные пространства материков и островов, рек и морей.

«Какое чудное, – говорит св. Иоанн Златоуст, – свойство и вышеествественный порядок в сем произведении! Ибо в порядке природы то, чтобы вода держалась на земле, а не земля на водах. Притом, как часто малому камню, падшему в воду, она уступает, раздается и пропускает его в самую бездну. Итак, когда ты увидишь, что не малый камень, а вся земля держится на поверхности вод и не погружается, то подивись силе, столь вышеестественно устроившей сие» [7, с. 1064]. «Исповедайтеся, – продолжает пророк, или, что то же, «благодарите Господа», – Который сотворил, светила великия: солнце для управления днем, луну и звезды для управления ночью, причем при каждом отдельном изречении прибавляет: ибо во век милость Его.

На сие блж. Феодорит замечает: «Прилично с каждым словом песнописец соединяет вечную милость: потому что Человеколюбец не по нужде, но по одной благости сотворил все» [7, с 1064].

А св. Иоанн Златоуст говорит: «Что произведены столь великие светила, прекрасные и достаточные, это показывает силу и премудрость, а что произведены для нас и для нашей пользы, это явно открывает вечную благость» [7, с 1064]. И еще тот же св. Иоанн Златоуст о солнце замечает: «Смотри, какая странность в солнце. Огонь по природе стремится вверх, всегда сильно поднимается в высоту, постоянно рвется; и хотя бы ты употребил бесчисленные способы принуждения и насилия, он не может удержаться от стремления от земли вверх. Так, неоднократно взяв зажженную лучину и вдруг повернув ее вниз, мы не могли заставить огонь обратить стремительность свою туда же; он все поднимается выше, и снизу усиливается бежать вверх. А с солнцем Бог поступил совершенно напротив того: Он лучи его обратил к земле и заставил свет стремиться вниз, как бы приказывая ему: так смотри вниз, свети людям» [7, с 1065].

Объяснение священной книги псалмов.