Толкования на Пс. 135:23

Свт. Афанасий Великий

Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость его

Речь сия: яко во смирении нашем помяну ны Господь — всего более прилична освободившимся от мысленного, или от чувственного, рабства.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость его

Объясняя, что они сделались владетелями всего этого не по своим заслугам, а единственно по благости Божией, прибавляет: «Он вспомнил нас в уничижении нашем, ибо во век милость Его», выражая, что не в добродетелях, не в счастье, а «в уничижении нашем». Смысл этих слов следующий: достаточно было бедствия и страдания нашего, чтобы преклонить Его на ми­лость. Так и в начале, когда освободил их из Египта, Он не сказал: «видя видел» перемену их к лучшему, но: «Я увидел страдание народа Моего в Египте» (Исх.3:7).

Беседы на псалмы. На псалом 135.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 23-24 Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость Его

О сем упоминает и блаженный Моисей; ибо говорит: «возстенаша сынове Израилевы от дел, и взыде вопль их к Богу» (Исх.2:23). Но и снова умилосердился, когда были пленниками, и возвратил их в отечественную землю.

Евфимий Зигабен

Ст. 23-24 Яко во смирении нашем помяну ны Господь; яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших; яко в век милость Его

Господь, исповедует, вспомнил о нас, Иудеях, когда мы были угнетены, т. е. злострадали в Египте: ибо видя, говорит, видел Я злострадание народа моего в Египте и снизшел, чтоб изъять их от руки египтян (Исх. 3, 7). А сказывая: нас (ημων и ημας), Давид сим указывает на предков своих в Египте и усвояет их себе по сродству с ними. За сим, оставя прочие частные благодеяния, оказанные Богом евреям, опять обращается к всеобщему промыслу и благодеянию Божию.

Во смирении нашем.Не в подвигах наших, и не в благополучии; но во смирении, т. е. само несчастье и злострадание наше могло преклонить Бога по словам Златоуста. Слова Феодорита: О том упоминает и Моисей: возстенали, говорит, сыны Израилевы от дел, и взошел вопль их пред Бога (Исх. 2, 23).

Прп. Иоанн Лествичник

Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость его

Соединившийся теснейшим союзом с добродетелию смирения соделывается тихим, кротким, удобопреклонным к умилению, милосердым, спокойным, радостным, благопокорливым, беспечальным, бодрым, неленостным, — и что много говорить, — соделывается бесстрастным. Соделывается таким, потому что во смирении нашем помяну ны Господь, избавил ны есть от врагов наших, от страстей и скверн наших.

Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве.

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 23–26 Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость Его: даяй пищу всякой плоти: яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному: яко в век милость Его

Говоря о смирении, пророк разумеет здесь не личное чье-либо смирение, а указывает вообще на уничижение всего народа израильского, всех потомков патриарха Израиля, которых египтяне обратили в рабство.

И словом нашем указывает не на современное ему состояние народа, а на связь свою и происхождение от тех предков, которые чудесным образом изведены Богом из Египта. Пророк говорит здесь (по пер. с евр.) так: «Господь вспомнил нас в унижении нашем… и избавил нас от врагов наших, ибо милость Его вечна». И Сам Господь говорил пророку Моисею при купине: «Я увидел страдания народа Моего в Египте… Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян» (Исх. 3:7–8). Вот это и значат слова псалмопевца: во смирении нашем помяну ны Господьи избавил ны есть от врагов наших. В следующих словах пророк дает понять, что Господь Бог имеет попечение и оказывает Свои милости не одним израильтянам, но и другим народам, и не только народам, но и всякой плоти дает нужную пищу; а потому все, без различия, должны приносить хвалу и благодарение Богу, как пользующиеся благополучием, так и находящиеся в бедах и несчастиях, как люди, так и все животные, всякая плоть.

По словам св. Иоанна Златоустого, «Господь дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам, и нечестивым, и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии» [7, с. 1067].

А по словам блж. Феодорита, «Он доставляет пищу не людям только, но и бессловесным, соответственную природе каждого, как сказано: «Воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» new:mf:06:26|(Мф. 6:26). Посему Промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней» [7, с. 1067; 6, с. 664]. В заключение всего псалма, пророк убеждает воздать благодарность Богу, как Творцу и Владыке неба, – Богу Небесному, имеющему престол Свой на небесах.

По словам того же блж. Феодорита, «Бог есть Бог всяческих, как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба, как особенно чтимый служением живущих там ангелов. Ибо эта страна чистая от греха» [7, с. 1068]. И так «за все, говорит св. Иоанн Златословесный, – станем воздавать Богу благодарение, за общие и за частные блага; сия-то жертва, сие приношение особенно может преклонить Его к нам на милость» [7, с. 1068].

Объяснение священной книги псалмов.