Толкования на Пс. 136:5

Свт. Афанасий Великий

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя

Или, да не буду иметь помощи свыше.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 5-6 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

Заметь и здесь великую перемену. Те, которые каждый день слышали, что они будут лишены города, и не обращали на это внимания, теперь сами на себя призывают проклятия, если забудут о нем. Что значит забвена буди десница моя? «Пусть, - говорит, - крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего». Что значит аще не предложу Иерусалима? «Не только, — говорит, — буду вспоминать о тебе при других делах, но и при пении, и в песнях». Слово предложу значит поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или, лучше, любовь и пламенное стремление к городу. Выслушаем это все мы и будем поучаться. Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают то же, когда в тот день лишатся Горнего Иерусалима. Но они после лишения имели надежду возвращаться, а нам, когда мы лишимся, уже невозможно будет возвратиться. «Червь их, — говорит Господь, - не умрет и огнь их не угаснет» (Мк. 9:46). Поэтому нам нужно с особенной тщательностью наблюдать за самими собою и так устроять настоящую жизнь, чтобы не сделаться пленниками, чуждыми и отлученными от того отечественного города.

Беседы на псалмы. На псалом 136.

Прп. Максим Исповедник

Ст. 5-6 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе. Здесь он называет «десницей» духовное делание, [проявляющееся] в божественных и достохвальных [добродетелях], а «языком, прилипнувшим к гортани» – ведующее действие разума в нас, вследствие неведения прилипнувшее к глотке, то есть к страсти, вставшей комом в горле, а поэтому мешающей устремляться к неизреченным благам и вкусить благость Господню.

Вопросоответы к Фалассию.

Блж. Феодорит Кирский

Ст. 5-6 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе. Сие говорить научает их Пророк, чтобы незабвенно памятовать им о священном граде, и ободряя себя надеждою возвращения, не обучаться злочестию пленивших. Посему говорят: и вдали находясь от тебя, Иерусалим, не предавал я забвению мысли о тебе; а если сделаю это, пусть потерплю тогда сказанное мною, и не улучу помощи свыше. Сию-то помощь Пророк называет «десницею».

Евфимий Зигабен

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя

Если я, народ Иудейский, забуду, говорит, тебя, город Иерусалим, то да будет забыта, по словам Златоуста, сила моя и действие мое, т. е. я сам да буду увечен и расслаблен, или пусть иссохнет рука моя, чтобы более не чувствовать ее.

Слова Златословесного: И из сего можешь видеть великую перемену: ибо те, которые слышали ежедневно, что потеряют град и не заботились о сем, ныне предают себя проклятию, если забудут оный, Феодорита: Пусть я, говорит, не получу помощи свыше, каковую называет десницею. А некоторые толковники говорят, что евреи, когда потеряли возлюбленный свой Иерусалим и были отведены в Вавилон, столько скорбели в сердце своем о нем, что для всегдашнего воспоминания о нем вырезали его на камнях перстней своих и при всяком воззрении на перстень, находившийся на правой руке их, имели случай воспоминать о вожделенном своем отечестве. Посему и изрек сии слова в виде проклятия: если забуду тебя, Иepycaлим, то да будет забвена десная моя рука… Почему и Златоуст: Да слышим сие и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли вышний Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют горний Иерусалим; но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся оного вожделенного града, не возможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, говорит писаниe. Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из вышнего града.

Еп. Ириней (Орда)

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя

Петь радостные песни показывало бы их равнодушие (забвена буди) к своей земле и к единственному месту своего богослужения, было бы преступлением; поэтому пленники просили Бога строго наказать их, если они позволят себе это и покажут свое равнодушие к Иерусалиму. Забвена буди десница, пусть усохнет правая рука моя, которою я в Иерусалиме на удивление многих ударял по струнам; или – «пусть забудут, что я когда-то был искусным музыкантом»; или – «пусть забудет меня моя десница».

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Прот. Иоанн Соловьев

Ст. 5-6 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

Пленные иудеи желают, чтобы забыла их десница их, чтобы их правая рука, которою они добывают хлеб свой насущный, перестала действовать, расслабла, отсохла. Они желают, чтобы язык их прильпнул к гортани – онемел, отказался служить им, если они, увлекаясь ли то соблазном или теснимые внешнею силою, не устоят в своем отказе и языком своими станут петь сионские песни для язычников – для их удовольствия, для удовлетворения их каких бы то ни было, только не религиозных желаний. Заклиная себя, они, как бы к Богу обращаются с мольбой, чтобы Он Сам, так сказать, помимо их воли сделал для них невозможным это пение.

Так заклиная себя, пленные иудеи выражают тем свою крепкую, как смерть, не только веру в Бога, а и любовь к Нему и надежду на Него. Он, и не только Он, а и Иерусалим – город Его, даже разрушенный, для них дороже самой жизни.

На реках вавилонских.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

«Забудь меня десница» - перестань действовать, т. е. высохни. - «Прилипни язык» - тоже высохни. «Поставить Иерусалим во главе веселья» - радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.

Прот. Григорий Разумовский

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя

См. Толкование на Пс. 136:4