Толкования на Пс. 137:4

Свт. Иоанн Златоуст

Да исповедятся Тебе, Господи, вcи царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих

Посмотри на признательность его. Он не довольствуется тем, что сам благодарит, но и всех властителей призывает к участию в благодарности, и даже венценосцев. Хотя и велика, говорит, их власть и сила, но все они должны благодарить Тебя и за то, что сделано для дру­гих. Выражая это, он и присовокупляет: «услышали все слова уст Твоих». Если они будут благодарить, то получат отсюда великое приобретение и пользу. Дары Твои так открыты для всех, что, кто хочет, может участвовать в них и пользо­ваться ими. И царство не может доставить людям столько пользы, сколько слышание слов Твоих. Это для них – безо­пасность, это – сила, это – украшение, это – великолепие, это – царство, это – блеск и могущество власти.

Беседы на псалмы. На псалом 137.

Прав. Иоанн Кронштадтский

Да исповедятся Тебе, Господи, вcи царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих

По-настоящему, человек каждый день должен был бы поклоняться во храме Божием и исповедовать милость и истину Божию к себе; не изъят от этого долга и царь.

Дневник. Том II. 1857-1858.

Блж. Феодорит Кирский

Да исповедятся Тебе Господи вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих

И тогда узнав о великой оной победе, всюду дивились могуществу Бога всяческих; преимущественно же по вочеловечении Бога и Спасителя нашего и цари и князи песнословят Творца всех. При той победе не слышали «глаголов», но видели только необычайное дело; а теперь и «глаголы» услышали, и наслаждаются евангельским проповеданием.

Евфимий Зигабен

Да исповедятся Тебе, Господи, вcи царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих

Все, продолжает, цари земли, т. е. благочестивые и уверовавшиe, будут благодарить Тебя, Господи; за что? За то, отвечает, что услышали слова уст Твоих, т. е. слова закона, пророков, евангельские и апостольские. Ибо и сами цари обязаны благодарить не столько за другие Его благодеяния, сколько за то, что услышали и узнали слова Твоих писаний, так как из сих слов Твоих происходит благочестие и добродетельная жизнь, а это истинное и великое благодеяние для души.

Феодорита; И тогда все, узнав о величайшей оной победе (т. е. над соседственными народами) удивлялись силе Бога всяческих. Но преимущественно по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, и цари и начальствующие прославляют Творца всех. И в отношении к первой победе не слышали слов, но видели славное дело: а ныне и слова слышат и пользуются евангельскими речами. Златословесного: Ибо и царство не может доставить им такой пользы, какую доставляет слышание слов Твоих: это безопасность их, это сила, это благолепие, это украшение и крепость начальства. А у Златоуста и Феодорита пишется так: Да воспоют в путях Господних, т. е. в законах, в повелениях Господних. У Аполлинария же в героических стихах пишется в песнях так: Богодухновенными песнями воспоют Богу. Также в некоем замечании написано: Написал песни Богу, которыми повелевает петь всем из язычников.

Еп. Ириней (Орда)

Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих

Пусть языческие цари (цари земстии) наглядно убедятся, что Бог со смиренным Давидом и подает ему часто обещанную (глаголы уст) помощь; пусть они чрез это придут к признанию Бога Израилева и прославят за великия и чудные действия (в путех Господнех) высокого Бога, видящего приниженного (каким был Давид), но знающего высящееся и за это наказывающего оное, как Он сделал с гордыми соседними царями. Глаголы уст – обетования, уже здесь исполненные; прежде цари слышали, что Давид имеет обещание божественной помощи, и потому так мужествен; теперь они видели их исполнившимися.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 4-5 Да исповедятся тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст твоих: и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня

Ты помогал и спасал меня во время бедствий, и даровал мне великую милость. Твое имя сделается славным и все цари будут поклоняться Тебе

Великое обетование, данное Богом Давиду, сделается достоянием всего мира. Все цари узнают его и поймут, что с исполнением его наступят новые пути жизни, которые обновят всех людей и весь мир, и эти пути они будут восхвалять. Здесь краткое указание того, что более подробно раскрыто у пророка Исаии (см. 2 гл. 1-4 ст.).

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–6 Да исповедятся Тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст Твоих: и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня: яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

Как в начале псалма пророк выражает желание принести Богу жертвы хвалы и благодарения, за оказанные ему милости (исповемся Тебе, Господи), за то, что услышал его прошения и исполнил их (яко услышал еси глаголы уст моих); так и здесь (ст. 4) – призывает всех царей земли (известного ему круга земли), чтобы они, подобно ему, прославили Бога за то, что они услышали и узнали слова Божественных откровений, то есть слова пророков и апостолов, а также исторические сказания о судьбах царств и народов земных. «Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих» (пер. с евр.).

А у блж. Феодорита об этом сказано так: «Да исповедятся Тебе, или да прославят Тебя, Господи, все цари земли, потому что они слышали, знают все Твои определения о народах, возвещенные им во всеуслышание чрез св. пророков, слышали о делах Твоих, явленных в наказании царей и царств и в избавлении народа Твоего, Израиля; особенно же слышали Твои евангельские глаголы чрез св. апостолов все концы земли». Следующие слова (по переводу с еврейского) читаются так: «и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня».

«Путями, – говорит блж. Феодорит, пророк называет домостроительство Божие, то есть пусть повествуют, прославляют, возвещают славные дела Твои». А св. Афанасий, вместо: – «в путях», читал: – «в песнях», то есть «да воспоют в тех песнях Господних, которые пророк начертал, и которые повелевает воспевать всем верующим из язычников» [3, с. 408].

Велика слава Господня, т.е., по словам св. Иоанна Златоуста, «она явна для всех, потому что и небо, и земля исполнены славы Его, Поелику все вообще: и ангелы, и человеки, – прославляют Его. Если (читать): «в путях Господних», то значение сих слов таково: пусть читают в законах Твоих; а если – «в песнях твоих», то такое: да поют, говорит, да проповедуют о великих делах Твоих, ибо это значит: да воспоют» [7, с. 1077]. Итак, да воспоют величие и славу Господню все цари земли!

А следующие слова ст. 6: яко высок Господь – очень сходны с выражениями 6-7 стихов псалма 112: «на высоких живый, и на смиренныя призираяй». Господь Бог, несмотря на неизмеримое величие и на непостижимую высоту Свою, невзирая на высочайшую премудрость, силу и власть Свою, близок, однако, к смиренномудрствующим людям настолько, что благоволит к ним и «на смиренныя призирает», снисходит к ним и приближается, «яко весть Господь путь праведных» (Пс. 1:6), и наоборот, высокая Он издалеча весть, т.е. людей превозносящихся и высоко думающих о себе, как земных и преданных суете, Он не терпит и как бы не видит, признавая их недостойными Его благоволения и милости, и прямо говорит о них: «Не вем вас» (Мф. 25:12).

По мнению св. Иоанна Златоуста, здесь выражено слово о предведении, т.е. что Бог издалека и прежде существования чего-либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: «Знающий все прежде бытия всего» (Дан. 13:42).

Объяснение священной книги псалмов.