Толкования на Пс. 137:6

Свт. Афанасий Великий

яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

Яко высок Господь, и смиренные призирает. Не дивись, говорит, если исполнится это над людьми; потому что дела человеческие нечужды промышления Божия. И высокая издалеча весть. Ибо, по слову божественного Апостола, Бог от сложения мира определил призвание язычников и возведение их на высоту.

Толкование на Псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

Высок по естеству, высок по существу. Но здесь еще говорится применительно к служению иудейскому и не в стро­гом смысле; а далее он поясняет это и смиренному слуша­телю внушает глубокую мысль. Что же значит: «превознесенное издали знает»? Здесь говорится о предведении, которое особенно свойственно силе Божией. Потому и у пророков Бог часто этим опровергает заблуждение идолослужителей. Другой пере­водчик (Акила) говорит: «и вознесенное издалеча распознает» (επηρμένον… διαγινώσκει). Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «и возвышенное» (μετεώρον). Так как он сказал: «высок Господь и на смиренное взирает, то прибавляет: и превознесенное издали знает», дабы показать, что Бог не просто знает высокое, но и на большом расстоянии, т.е. прежде, нежели оно сбылось, прежде, нежели исполнилось, прежде, нежели осуществилось на деле.

Беседы на псалмы. На псалом 137.

Блж. Феодорит Кирский

яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

«Яко высок Господь и смиренныя призирает». Сие Пророк и в другом псалме сказал: «на высоких живый и на смиренныя призираяй» (Пс.112:5–6). Сказует же, что Господь высок по естеству и не изречен, но не оставляет без попечения малых тварей, и их удостоивает Своего промышления.

«И высокая издалеча весть;» потому что все знает прежде, нежели придет в бытие, и издалеча видя тех, которые будут властвовать, каждому подает соответственныя пособия.

Евфимий Зигабен

яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

Яко высок Господь, и смиренные призирает.

Сии слова имеют сходство с следующими: на высоких живущий и на смиренные (творения) призирающий (что написано в 112 псалме). Или: Бог хотя по природе высок, но призирает, или смотрит и на смиренное; поколику Он промышляет и о земле, простирая свое попечение даже и на самые малые и ничтожные творения. Или: призирает, т. е. хранит смиренномыслящих.

И высокая издалеча весть.

Смиренных, говорит, т. е. земных и суетных действий, как недостойных высоты Божией, и вблизи Бог не терпит и не видит; как и Сам говорит: не знаю вас (Матф. 25, 12). А высокие действия, т. е. небесные, как достойные взора Божия, Бог и издалека знает, как сказано: знает Господь путь праведных (Псал. 1, 6). Знание же Божие и издалека означает то, что Он весьма доволен. Или здесь слово, по Златоусту, о предведении, т. е. что Бог издалека и прежде существования чего либо знает все, как изрекла и целомудренная Сусанна: знающий все прежде бытия всего (Дан. 13, 42).

Другой говорит: Или быть может так: и если кто в людях и высокосердечен, то и таковой не утаится от Него (Бога); почему и у Акилы сказано: И высокого издалека знает. Феодорита: Знает все прежде бытия и, видя из далека сильных, каждому дает соответственные врачевства. Другиe же полагают, что Бог призирает на смиренных, т. е. промышляет и всеми способами печется и помогает, будучи доволен смирением их, а высокоумных и гордых знает только издалека, не помогая им и не заступаясь за них, потому что ненавидит гордость их.

Еп. Ириней (Орда)

яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

Издалеча – из беспредельной высоты Своей призирает на смиренных и с гневом взирает на гордых.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Лопухин А.П.

Ст. 6-8 яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть. Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя. Господь воздаст за мя: Господи, милость твоя во век: дел руку твоею не презри

Господь защитит смиренного: он погубит врагов и спасет его без усилий с его стороны. Не оставляй, Господь, дел рук Твоих

Господь всегда покровительствует слабому и защищает его. Как бы ни велики были опасности он сохранит и Своей силой защитит его.

Высказанная здесь вера праведника в постоянство помощи и защиты от Господа могла служить утешением для благочестивого еврея в тяжелые времена жизни при пророках Иеремии и Захарии и быть постоянной молитвой в его устах, чем и можно объяснить прибавку в надписании псалма к имени Давида имени означенных пророков.

Прот. Григорий Разумовский

яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть

См. Толкование на Пс. 137:4