Толкования на Пс. 138:4

Свт. Афанасий Великий

Ст. 4-5 Яко неcmь льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал ecи. Вся последняя и древняя; Ты создал ecи мя, и положили ecи на мне руку Твою

Яко несть льсти в языце моем. И это составляет важнейшую из заслуг Давида, что не употребляет языка во зло, ни во лжи, ни в ложной клятве, ни в обмане и лести, ни на всяком ином подобном сему пути.

Се, Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя. Умалчивает о том, что между древним и последним; потому что средину сего наполняет злоба, которой не было в начале, не будет также и при конце. Ты создал еси мя, и положил еси на мне руку Твою. Ты, говорит, и создал меня, и поддерживаешь созданного. Ибо возложение руки Божией означает преподанный нам дар Духа, как и Апостолы возложением рук преподавали Духа Святого.

Толкование на псалмы.

Свт. Иоанн Златоуст

Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, ты познал еси

Другой переводчик (Симмах) говорит: «разноречия» (ετερολγία). Это – величайший признак добродетели; это – главное из благ; этого особенно требует Христос, когда говорит: «если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18:3), – разумея незлобие, бесхитростность, прямоту и простоту. Поэтому Он и избрал людей простых и говорил: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф.11:25). Заметь, пророк не сказал: я имел и отверг лукавство, но: никогда его не было у меня, никогда эта болезнь не касалась языка моего, никогда этот порок не имел ко мне доступа.

Беседы на псалмы. На псалом 138.

Блж. Феодорит Кирский

Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, ты познал еси

Не только провидел Бог всяческих, но предрек чрез Пророков; и Иеровоаму, когда приносил он жертву и Божеское чествование воздавал юницам, предвозвестил, что востанет Давиду сын, «Иосия имя ему», предаст смерти жрецов идольских, и кости их сожжет на этом жертвеннике (3Цар.13:2).

Евфимий Зигабен

Ст. 4-5 Яко неcmь льсти в языце моем: се, Господи, Ты познал ecи. Вся последняя и древняя; Ты создал ecи мя, и положили ecи на мне руку Твою

Ты, Господи, продолжает, познал между прочим и то, что нет злонамеренности в словах моих, ни лукавства и кривизны. За сим говорит общее: Ты, Господи, знаешь все последующее или будущее, и все прежнее, или прошедшее, т. е. Ты все это знаешь вдруг и ничто не может утаиться от Твоего знания; и Ты не только создал меня, но и по создании держишь и покрываешь меня, так что выражение: Ты создал, означает творчество Божие, а «положил на меня руку свою», означает промысл Божий.

Слова Оригена: Заметь почему о среднем (между последующими и прежним) умолчано; очевидно потому, что зло находится на средине, которое не существует ни в начале, ни в конце существ, и которого Бог не знает, как сказано: не знаю вас, т. е. тем познанием, какое относится к усвоению.

Златословесного: От силы предведения перешел к силе творческой и опять от творческой—к силе промышления. О сем свидетельствует и Павел в отношении ко Христу, когда говорит, что Им создано все (Кол. 1, 16), a сие означает творчество; потом указывая на действие промышления, говорит: и все Им стоит (ст.17); опять выражая творчество говорит: чрез Которого и веки сотворил (Евр. 1, 2). Он же показывает и промысл словами: держаний всесильным словом своим (ст. 3); ибо мы имеем нужду в Его силе не только для появления нашего на свет, но и для существования и пребывания своего. Евсевий: или слова: Ты возложил руку свою на меня, поставлены вместо: Ты дал мне благословение свое и сделал меня начальствующим и исполнил божественной силы; так как то же самое продолжается чрез возложение рук, как мы веруем, на рукополагаемых; и при младенце во чреве также находится рука Божия, не только исторгая его, когда он рождается, но и оживотворяя и сохраняя его.

Лопухин А.П.

Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, ты познал еси

См. Толкование на Пс. 138:3

Прот. Григорий Разумовский

Ст. 4–5 Яко несть льсти в языце моей: се, Господи, ты познал еси вся последняя и древняя: Ты создал еси мя и положил еси на мне руку Твою

Некоторые толковники, принимая во внимание славянский текст, вполне согласный с греческим, слова: Яко несть льсти в языце моем (нет слова ложного, беззаконного), – объясняют в смысле лести, лукавства, тогда как в переводе с еврейского это место читается так: «Еще нет слова на языке моем», так оно читается и в Вульгате: quia non est sermo in lingua mea; так и по толкованию блж. Иеронима, в «Письме к Суннии». А в связи с последующим изречением весь этот стих читается так «Еще нет слова на языке моем, но се, Ты, Господи, уже знаешь все». Так продолжает пророк выражать свои мысли о всеведении Божественном. Вот мысль моя, как бы так говорит он, еще не облеклась в форму, еще не выразилась в слове, а Ты, Господи, уже знаешь, какое слово будет произнесено мною.

Потому что все Тебе известно, все прошедшее и все будущее: Ты познал еси вся последняя и древняя. Кроме сего, Ты создал еси мя, т.е. Ты сотворил как меня, так и всякого человека и, по создании, не оставил без Своего попечения, как поступают иные художники с своими произведениями, но положил еси на мне руку Твою, чтобы сохранить и спасти меня, ибо в противном случае я мог бы обратиться в прах и прежнее небытие. По переводу с еврейского, этот стих (5) читается так: «Сзади и спереди Ты объемлешь меня и полагаешь на мне руку Твою». Объемлющий и окружающий человека Господь, конечно, в совершенстве знает не только внешнюю, но и внутреннюю жизнь человека и потому без малейшего затруднения может иметь всяческое попечение о нем, на всех путях его жизни; может устроять и направлять обстоятельства его жизни, сообразно с премудрыми планами Божественного Своего промышления о нем, так что в его власти – и избавить человека от неминуемых, по-видимому, бед, напастей и скорбей, и – подвергнуть его страданиям, скорбям и несчастиям, если они окажутся полезными и необходимыми для его нравственного очищения и усовершенствования, как показывает пример царя Давида, подвергшегося по воле Божией разнообразным скорбям и несчастиям, за совершенное им великое преступление.

Потому-то псалмопевец и говорит Ты полагаешь на мне руку Твою, т.е. Ты держишь меня в полной Своей власти, хотя в то же время я сознаю, что имею некоторую самостоятельность, способность действовать сообразно с требованиями своей разумно-нравственной природы. Но, получив от Бога нравственный закон свободы, человек не может и не должен забывать, что закон этот вложен в его природу Творцом и имеет непреложно-обязательное значение для человека: отменить или заменить его другим человек не имеет ни малейшей власти.

Объяснение священной книги псалмов.